Сказки - для ума и души закваски.

Страница 2

Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных поэтических образах. Петух в сказке « Лиса, заяц и петух» изображен героем в прямом значение этого слова: он выполнил то, чего не смогли сделать звери сильнее его- выгнал лису из домика зайца, который она не справедливо у него отняла. Первое появление петуха в сказке сразу привлекает внимание детей: он идёт с кассой на плечах, в красных сапогах, его называют «петушок- золотой гребешок», он не боится лисы и смело вступает в единоборство с ней, из которого выходит победителем. Понятен и убедителен для детей образ кота в сказке «Кот, петух и лиса». Он трудолюбив , рассудителен, не оставляет товарища в несчастье. Народная фантазия придает ему и внешне привлекательный вид: отправляя спасать петушка, кот надевает бархатный кафтан, берет гусли. Особенно богаты поэтическими образами волшебные сказки. Вот царевна- лягушка-девушка, по злому волшебству превращается в лягушку. Она умная, энергичная, и слушатель с самого начала воспринимает этот образ как положительный. Принимая человеческий образ, царевна- лягушка оказывается, согласно сказочной традиции, такой, «что не в сказке сказать, ни пером описать». Моральные ценности волшебных сказок представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижением цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков- добрый молодец ( смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во много определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям ( типа « Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя- можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей»- учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» . в страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость- в сказках «Лиса и журавель», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ( «Хаврошечка», «Морозко», « Царевна лягушка»).

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Автономия от мнений окружающих.
Одной из важнейших функций религии является изменение отношения человека к миру и к самому себе. Мы не можем полностью изменить окружающую действительность, но мы можем изменить свое отношение к ней. Как мы уже отмечали, детский и юношес ...

Надежность
· Винникотт (1954) описывая сеттинг: "В фиксированное время каждый день . аналитик находится в распоряжении своего пациента. Он здесь в условленное время, ему можно доверять. Он живой, он дышит, В установленное время аналитик займет ...

Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории
На формирующем эксперименте мы провели работу по развитию памяти у испытуемых. Для этого мы провели серию занятий по изучению языковой теории с использованием специально подобранных упражнений, направленных на улучшение памяти. Рассмотри ...