Психологическая характеристика дошкольного возраста

Развитие положительных эмоций у дошкольников » Психологическая характеристика дошкольного возраста

Страница 1

На первом году жизни (младенчество) ребёнок требует постоянного ухода со стороны взрослых. Его психические процессы ограничиваются по преимуществу ощущениями и восприятиями. Он начинает он начинает узнавать близких людей и окружающие его предметы, к которым проявляет различный интерес, любит манипулировать вещами. Лишь к концу года у ребёнка появляются зачатки речи и первые попытке к ходьбе. Ребёнок постепенно овладевает речью. К концу первого полугодия у него появляется лепет (повторяющееся слоги : «тя-тя», «ля- ля»). Во втором полугодии произносимые слоги начинают связываться с отдельными предметами, и действиями («мама», «дя-дя» - при появлении людей, «иди – иди» - ребёнок тянется к протянутым рукам и т.п.). На втором году он уже произносит отдельные слова, придавая нередко разное значение одному и тому же слову.

На развитие речи в этом возрасте влияет появление способности самостоятельно передвигаться. Третий год жизни – период интенсивного накопления словарного запаса и умения произносить простейшие фразы. В трёхлетнем возрасте ребёнок владеет примерно тысячей слов и начинает пользоваться грамматическими формами, т. е изменять слова по падежам, числам, числам. В возрасте 3-4 лет дети часто занимаются « словотворчеством, создают слова по образцу речи взрослых ( «копатка» от слова «копать»; «сольница», по образцу слова «сахарница»; «схрабрил», по аналогии со словом «струсил»). Преддошкольный период (ранее детство) отличается быстрым овладением членораздельной речью при продолжающемся развитии ориентировочного рефлекса. Овладение навыком ходьбы чрезвычайно расширяет познавательные возможности ребёнка. Он уже понимает назначение многих вещей (лопатка - чтобы копать, колесо – чтобы катить, карандаш – чтобы рисовать). В его жизнь входит игра как основной вид деятельности (до школы). Память в этом возрасте обогащается множеством наименований предметов, причём запоминание происходит без всяких усилий, непроизвольно. ( Поэтому наряду с родным языком ребёнок легко может овладеть в это время и иностранной речью). Поскольку в больших полушариях мозга преобладают процессы возбуждения над торможением, ребёнок ещё не умеет ограничивать потребности, управлять своим поведением. Отсюда детские капризы, необоснованные требования и плач. Из психических процессов в раннем и предошкольном возрасте доминирует восприятие. Для ребёнка в этом возрасте характерна потребность во впечатлениях, а затем и потребность в подражании движениям действиям окружающих людей. В дошкольном возрасте у детей усиленно развивается вторая сигнальная система. У ребёнка появляется некоторая способность сдерживать себя, ему становится легче выполнять требования взрослых, уступать товарищам. Игра – основная деятельность детей. Она помогает формированию у них коллективизма, в игре развивается понимание интересов других людей. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых сюжетных играх, ребёнок глубже узнаёт окружающею его действительность, знакомится с жизнью людей, их трудом. В игре развиваются у детей мышление и воображение. В процессе игры ребёнок осуществляет определённые, не всегда лёгкие задачи и цели, которые ставит игра, он вынужден подчиняться её правилам. Всё это воспитывает и укрепляет волю. Этому способствуют и требования взрослых, предъявляемые детям. Дошкольный период характеризуется продолжающимся ростом познавательных интересов и дальнейшем накоплением сведений о мире , это происходит в процессе обучения( особенно в детских садах) и в порядке самостоятельного приобретения знаний и навыков. Дошкольник отличается ненасытной любознательностью.

Это проявляется в его вопросах: «Почему? Зачем?» - и постоянном непроизвольном стремлении упражнять себя в действиях, заявляя: «Я сам!» Большую роль в психическом развитии ребёнка играет память. Она обогащает его ум множеством понятий и сведений. Для развития психики дошкольника имеет значение и посильный труд, к которому он понемногу начинает приобщаться в семье, в детском саду. Всё это способствует и физическому развитию, и интеллектуальному росту ребёнка. У него развиваются внимание, память, мышление, речь, появляется стремление к приобретению знаний, к самостоятельности, возникает интерес к окружающему миру. Ребёнок приобретает некоторые практические навыки. Все эти особенности говорят о готовности ребёнка к школьному обучению.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Игрушка в психосексуальном развитии ребенка
Взрослому важно осознать, что ребенок не сразу научается отличать «игрушки» от «неигрушек». До 1—2 лет он пытается играть со всеми попадающими в его поле зрения предметами. Разнообразные неодушевленные предметы входят в жизнь ребенка в то ...

Развитие эмоций в раннем детстве
Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение.» Также характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает Г.А. Урунтаева [84], эмоции на этом этапе онт ...

Ситуации и факторы, порождающие ролевые конфликты.
Использование ролевого подхода к встраиванию человека в орга­низацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и функционирование организации. Очень часто в ор ...