Потребности человека: морально-этический аспект

Страница 2

В равной мере биологическая (физиологическая) потребность к пище может быть гипертрофирована в обжорство со всеми вытекающими отсюда последствиями для здоровья человека. Если основные насущные потребности: физиологические, защищенности себя и своей семьи, и достойного положения в окружающей социальной среде полностью удовлетворяются, человек, как личность, получает дополнительные возможности для анализа собственных чувств, адекватного восприятия окружающей обстановки, развития самоуважения, необходимого для принятия самостоятельных решений. Очевидно и то, что именно такая ситуация способствует развитию социальной активности личности, реализации творческих способностей человека. И наоборот, необходимость повседневно бороться за возможность удовлетворения своих физиологических потребностей, опасаться за свое благополучие и благополучие членов своей семьи, добиваться достойного места в умах окружающих его людей, является объективным препятствием развития таланта и способностей личности и их реализации в делах, которые могли бы дать достойное моральное удовлетворение и материальную компенсацию. В определенных социальных условиях возникает противоречие между потребностями к производительному труду, отличающему человека от всех остальных живых организмов Земли, и к обладанию продуктами труда, к их накопительству. Формируется общество потребления. Само его существование предусматривает прямую или косвенную эксплуатацию каких-то иных общественных групп людей. В иных случаях гипертрофированные потребности к потреблению приходится рассматривать, как следствие деформации общественных отношений, как это происходило, например, у нас с обогащением партократического и чиновничьего аппарата, представителей депутатского корпуса, пользующегося всяческими, неоправданными льготами и благами.

Одним из следствий развития гипертрофированных материальных потребностей и их удовлетворения является дополнительная нагрузка на природные ресурсы поскольку любое производство начинается с эксплуатации тех или иных видов природного сырья. В резолюции Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся летом 1992 г. по этому поводу говорится о необходимости уделять особое внимание спросу на природные ресурсы, обусловленному нерациональным потреблением и эффективному использованию этих ресурсов, чтобы тем самым свести к минимуму их истощение и загрязнение природной среды. Отмечается, что хотя в отдельных странах существует весьма высокий уровень потребления, основные потребности значительной части человечества остаются неудовлетворенными или удовлетворяются неполно. Чрезмерный спрос и нерациональный образ жизни среди богатых слоев населения приводит к запредельно высокой нагрузке на окружающую среду.

Погоня за материальными благами, если она становится ведущим стимулом жизнедеятельности, отвлекает человека от духовных интересов, в определенной мере подрывает его интеллектуальные возможности. Рассуждения по этому поводу можно обнаружить во многих религиозных источниках. Вот ответ Иисуса юноше, вопросившем его что надо сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною [Матфей 19.21]. И далее продолжил эту мысль "И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". [Матфей, 19.24]. Если приблизить слова пророка к нашему миропониманию очевиден такой их смысл: если хочешь быть совершенным - не ставь перед собой цели обогащения.

Значительно более современным языком и уже без каких либо аллегорий писал об этом пророк молодой религии бахаи Баха-Улла: "Любая вещь, доведенная до чрезмерности, становится источником зла .". Это положение может быть дополнительно иллюстрировано высказываниями его сына и последователя Абдул-Баха: "Помните слова, с которыми я обращаюсь к вам здесь в Париже. Я предостерегаю Вас: не позволяйте материальным благам этого мира закабалить ваши сердца. Я призываю вас не почивать самодовольно на ложе равнодушия, но подняться и сбросить оковы".

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
Прежде чем приступать к рассмотрению психологических особенностей проявления агрессии в раннем юношеском возрасте нужно определить возрастные рамки этого периода. Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому ...

Виды смыслов по Франклу: ценности
Франкл выделяет три вида "смыслов" в человеческой жизни, связанные с тремя видами ценностей: "ценности действия", "ценности переживания" и "ценности отношения". Все сказанное выше относится к смысла ...

Смена деятельности как средство оптимизации функционального состояния
Студентов можно отнести к группе риска по частоте возникновения состояний утомления, стресса и монотонии. При этом средства оптимизации учебного процесса с целью борьбы с негативными ФС не достаточно развиты. Учащиеся вузов, помимо высоко ...