Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки. На материале теоретических и экспериментальных исследований он показал объяснительную силу деятельности для понимания центральных психологических проблем: сущности и развития психики сознания, функционирования различных форм психического отражения личности.
Согласно этой концепции, деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредствует связи между воздействующим объектом и субъектом. Деятельность включена в систему общественных условий. Основной характеристикой деятельности является ее предметность – деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему: предметный мир «втягивается» в деятельность и отражается в его образе, в том числе в эмоционально-потребностной сфере. Образ порождается предметной деятельностью. Таким образом, психика рассматривается как процессы субъективного отражения объективного мира порождаемые материальной практической деятельностью. Формой существования образа в индивидуальном сознании являются значения языка.
Деятельность имеет сложную структуру: различаются деятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель, операции и соответствующие им способы осуществления действия, физиологические механизмы, реализаторы деятельности. Между компонентами деятельности существуют переходы и трансформации. Анализ образующих деятельность единиц привел к выводу о единстве строения внешней и внутренней деятельности в форме которой существует психическое. Показаны переходы от внешней деятельности к внутренней (интериоризация) и от внутренней – к внешней (экстериоризация).
Деятельность предполагает субъекта деятельности, личность. В контексте теории деятельности различаются образования «индивид» и «личность». Личность является продуктом всех отношений человека к миру, реализуемых совокупностью всех разнообразных деятельностей. Основными параметрами личности являются широта связей человека с миром, степень их иерархизированности и общая их структура. Подход к изучению личности с позиции теории деятельности успешно развивался в советской психологии и активно используется и разрабатывается в наше время.
Другие материалы:
Свойства нервной системы
Понятие о свойствах нервной системы было введено в физиологию И. П. Павловым .Согласно определению Б. М. Теплова, под свойствами нервной системы следует понимать ее природные, врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальны ...
Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вн ...
Алкоголизм и курение подростков в современности
На долгом и трудном пути развития человечества люди, как эстафетную палочку, передают от родителей к детям, от предшествующих поколений и последующим не только жизненный опыт, нравственные ценности, добрые традиции, но и их антиподы, кото ...
Главные разделы