Репродуктивное поведение

Страница 2

В этих случаях рождаемость характеризуется наличием или отсутствием планирования супругами числа детей в семье. Рождаемость в поколении может ограничиваться деторождением только у замужних женщин или, наоборот, мало зависеть от брачного состояния. При разных типах рождаемости ее количественные параметры могут быть идентичны, однако методы описания и измерения должны отличаться.

Количественные характеристики выделяют коэффициенты рождаемости. Это измерители уровня рождаемости и определяются как отношение числа живорожденных детей к средней численности населения за период.

Как и другие коэффициенты интенсивности демографических процессов, коэффициенты рождаемости классифицируются на следующие группы:

1) общий коэффициент рождаемости;

2) специальные (мужские и женские);

3) частные (возрастные, кумулятивные и др.).

Общий коэффициент рождаемости

К = (

N

/ Т

х Р) х 1000,

где Т – число родившихся в этот период детей;

Т – период (лет);

Р – численность населения на середину периода (среднегодовая численность населения).

По примерной шкале оценки, предложенной Б.Ц. Урланисом и В.А. Борисовым, общие коэффициенты меньше 16 промилле считаются низкими; 16–24 промилле – средние; 25–29 промилле – выше средних; 30–39 промилле – высокие; 40 и более промилле – очень высокие.

Величина общего коэффициента рождаемости зависит от многих факторов, например, от интенсивности процесса рождаемости, половозрастной структуры, брачной структуры и т.п. Поэтому данный показатель дает лишь приблизительное представление об уровне рождаемости.

Специальные коэффициенты рождаемости

F

= (

N

/ Т

х

W

)

х 1000,

где F – специальный коэффициент рождаемости;

N – число родившихся за период;

Т – период (лет);

W – число женщин репродуктивного возраста (15–49 лет).

Величина специального коэффициента рождаемости зависит от возрастной структуры женщин 15–49 лет. Уровень рождаемости в 15 лет – минимальный; между 20–30 годами достигает максимума; к 50-ти годам сходит на нет.

Специальный коэффициент рождаемости рассчитывается иногда и для мужчин – FМ:

FM

= (

N

/ Т

х М) х 1000,

где FM – специальный коэффициент рождаемости для мужчин;

N – число родившихся за период;

Т – период (лет);

М – численность мужчин 15–49 лет.

Обычно данный показатель оказывается большим, чем специальный коэффициент рождаемости, т. к. мужчин в возрасте 15–49 лет, как правило, меньше, чем женщин, вследствие их более высокой смертности.

Возрастной интервал для мужчин иногда берется 15–54 или 15–59 лет, т. к. верхний предел репродуктивного возраста мужчин очень условен. В таких случаях специальные коэффициенты рождаемости мужчин и женщин несопоставимы.

Частные коэффициенты

Более точные измерители уровня рождаемости. Чаще всего применяются возрастные коэффициенты рождаемости, т.е. число рождений у матерей от Х до Х+У-1 лет включительно, отнесенные к средней численности женщин этого возраста. для вычисления возрастных коэффициентов рождаемости для мужчин необходимо распределение родившихся по возрасту отцов, такие данные обычно отсутствуют и соответственно показатели вычисляются редко.

Суммарный коэффициент рождаемости равен сумме возрастных коэффициентов во всех возрастных интервалах или кумулятивному коэффициенту рождаемости к концу репродуктивного периода.

Суммарный коэффициент рождаемости является более точным измерителем уровня рождаемости, т. к. он характеризует среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю ее жизнь при сохранении существующих уровней рождаемости в каждом возрасте независимо от смертности и от изменений возрастного состава.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Виды и метод психологического воздействия
В настоящее время приобретает все более глубокое и всестороннее значение знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей; грамотное использование методов психологических воздействий, осуществляемых в различ ...

Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
Жан Пиаже (1896-1980)- швейцарский и французский психолог и виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Становление интеллекта рассматривается Пиаже как стер ...

Диагностика межличностных отношений в школе
Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде “треугольника”: учителя – ученики – родители. Иногда “треугольник” превращается в “многоугольник”. Социально-психологический подход к анализу межличностных отношений в школе пр ...