Особенности социального и антисоциального развития подростков

Другая психология » Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы » Особенности социального и антисоциального развития подростков

Страница 6

Таким образом, в процессе социализации происходит освоение личностью определенных типов поведения путем познания норм, выработки соответствующего оценочного отношения к ним и усвоение их как собственных правил. В этом отношении важно упомянуть о возможности различных уровней социализации индивида, позволяющих ему с разной эффективностью участвовать в жизни общества, с той или иной успешностью адаптироваться в нем. В связи с этим представляет интерес понятие «минимум социальной зрелости личности». Указанный минимум «определяется наличием осознания своего места среди других людей, принятием личностью социальных норм, определяющих ее способность активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, к которому он принадлежит, и наличием осознанного стремления к самосовершенствованию» [64; 115].

Таким образом, при ознакомлении с различными подходами в освещении понятия социализация нам не удалось обнаружить противоречивые или взаимоисключающие суждения. Более того, все они взаимодополняют и обогащают друг друга, позволяя нам получить наиболее полное представление об этом явлении. Позволим себе еще раз подчеркнуть основные положения, представляющие ценность в рамках обозначенной темы.

социализация – это процесс векторный, имеющий просоциальную (положительную) направленность;

это двусторонний процесс, в котором участвуют индивид и социальная среда на позициях равных партнеров;

это процесс присвоения человеком (интернализации) социального опыта, норм, ценностей, поведенческих стандартов;

социализация – это процесс налаживания социально-психологических механизмов полноценного функционирования человека в человеческом обществе;

она является источником индивидуализации (как следствие интернализации общественных норм и ценностей);

социализация происходит в социо-культурной среде.

Исходя из выше сказанного, мы склонны утверждать, что социализацию нельзя рассматривать иначе, нежели как социо-психолого-педагогическое явление. Важно подчеркнуть и то, что там, где нет некоего минимально допустимого уровня социализации, личность оказывается в состоянии социальной дезадаптации, здесь и возникает как необходимость процесс ресоциализации. Освещением ее и выявлением общих и отличных характеристик с рассмотренной выше социализацией мы и займемся на следующем этапе нашей работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другие материалы:

Как стимулировать развитие положительных эмоций у ребенка
Чтобы развивать эмоции, нужно учиться понимать малыша и удовлетворять его нужды. С самого рождения старайтесь распознавать разные эмоциональные реакции своего ребенка и определять, чем они были вызваны. Закрепляются те эмоции, которые пол ...

Виды смыслов по Франклу: ценности
Франкл выделяет три вида "смыслов" в человеческой жизни, связанные с тремя видами ценностей: "ценности действия", "ценности переживания" и "ценности отношения". Все сказанное выше относится к смысла ...

Экспериментальная модель конфликта в ситуации учения-обучения
Цель предварительных исследований состояла в определении и создании экспериментальных условий конфликта, которые соответствуют возникновению ситуации учения-обучения, т.е. возникновению субъектного вопроса к материалу и необходимости стро ...