Основные направления работы, организационные формы и эффективные методыдеятельности военного психолога

Другая психология » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Основные направления работы, организационные формы и эффективные методыдеятельности военного психолога

Страница 3

Таким образом, психологическая реабилитация в боевой обстановке предполагает сохранение боеготовности военнослужащих, и избежание ими ПТСР впоследствии.

На примерах работы реабилитационных центров республики Беларусь, Нижневартовска, Хабаровска осветим реабилитационную работу на втором и третьем этапах. Осуществление ее проходит в мирных условиях и в комплексе с медицинской и социальной реабилитацией. «В центре реабилитации Нижневартовска создается система комплексной реабилитации, которая включает в себя:

- психологический блок;

- медицинский (психотерапевтический, неврологический, кардиологический) блок;

- блок социальной реабилитации.

Психологическая работа с пациентами центра проводится в условиях круглосуточного стационара (в течение 24 дней) и/или амбулаторно. Психолог обеспечивает систему мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию пациентов центра».[50] Данная система реабилитации включает в себя:

1. Первичное психодиагностuческое обследование и дотестовое консультирование. Основная задача этого этапа заключается в определении психоэмоционального состояния и индивидуально-психологических особенностей пациентов. Первичная диагностика включает в себя:

- выявление признаков посттравматического стрессового расстройства (Миссисипский опросник боевого ПТСР, Шкала CAPS для клинической диагностики ПТСР (по критериям DSM-IV);

- измерение уровня личностной и реактивной тревожности (методика Спилбергера-Ханина); .

- исследование личностных особенностей (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, ММРI и т.д.);

- изучение особенностей эмоционального состояния пациента (тест цветовых предпочтений М. Люшера).

При необходимости проводится дополнительная диагностика, которая дополняется другими методиками в соответствии с целями каждого конкретного обследования.

2. Индивидуальная программа психологической реабилитации (ИПР) пациента составляется на основе анализа полученных в ходе диагностики данных с целью наиболее эффективной реализации реабилитационного потенциала пациента, с учетом его индивидуальных личностных особенностей и запроса.

3. Выполнение мероприятии, предусмотренных ИПР.

Психокоррекционная работа (групповая и индивидуальная) строится и проводится в соответствии с диагностическими исследованиями. В психокоррекционной работе можно выделить несколько направлений: формирование навыков саморегуляции, коррекция индивидуальных психологических свойств личности и развитие высших психических функций и способностей, а также личностный рост и развитие коммуникативных способностей.

Б. Колодзин в своей работе и рекомендациях ветеранам войск «исходит из следующих принципов, которые мы полностью разделяем:[51]

- истинное физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то нормам и стандартам, а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни;

- Истинное исцеление приходит тогда, когда мы отдаем должное всему, что узнали на своем жизненном пути и пользуемся этими знаниями;

- Уважение создает благоприятный климат для мира. Неуважение создает благоприятный климат для войны;

- Указывая на скрытые формы возникающего конфликта, ветераны могут многому научить человечество. Найдя свой путь против конфликта и страха, как в своей душе, так и вокруг себя, человек почувствует, что жизнь его наполнилась смыслом».

«Важно помнить, что вернувшийся с фронта солдат может долгие годы оставаться в плену своих воспоминаний и переживаний, что его необходимо вернуть в мирную жизнь психологически, чтобы он примирился с собой и действительностью, научился прощать себя .»[52]

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Представления о взаимодействии и функциях конфликта в генетической психологии
Генетическая теория Ж. Пиаже весьма близко подходит к описанию конфликтных механизмов развития, но не описывает их прямо, т.е. не представляет как собственно конфликтные. Эти два обстоятельства, как нам кажется, являются существенными. Пе ...

Воздействие психологического климата семьи на психику ребенка
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социаль ...

Факторы развития зависимого поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. Под биологическимипредпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирова­ния на ...