Основные направления работы, организационные формы и эффективные методыдеятельности военного психолога

Другая психология » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Основные направления работы, организационные формы и эффективные методыдеятельности военного психолога

Страница 3

Таким образом, психологическая реабилитация в боевой обстановке предполагает сохранение боеготовности военнослужащих, и избежание ими ПТСР впоследствии.

На примерах работы реабилитационных центров республики Беларусь, Нижневартовска, Хабаровска осветим реабилитационную работу на втором и третьем этапах. Осуществление ее проходит в мирных условиях и в комплексе с медицинской и социальной реабилитацией. «В центре реабилитации Нижневартовска создается система комплексной реабилитации, которая включает в себя:

- психологический блок;

- медицинский (психотерапевтический, неврологический, кардиологический) блок;

- блок социальной реабилитации.

Психологическая работа с пациентами центра проводится в условиях круглосуточного стационара (в течение 24 дней) и/или амбулаторно. Психолог обеспечивает систему мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию пациентов центра».[50] Данная система реабилитации включает в себя:

1. Первичное психодиагностuческое обследование и дотестовое консультирование. Основная задача этого этапа заключается в определении психоэмоционального состояния и индивидуально-психологических особенностей пациентов. Первичная диагностика включает в себя:

- выявление признаков посттравматического стрессового расстройства (Миссисипский опросник боевого ПТСР, Шкала CAPS для клинической диагностики ПТСР (по критериям DSM-IV);

- измерение уровня личностной и реактивной тревожности (методика Спилбергера-Ханина); .

- исследование личностных особенностей (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, ММРI и т.д.);

- изучение особенностей эмоционального состояния пациента (тест цветовых предпочтений М. Люшера).

При необходимости проводится дополнительная диагностика, которая дополняется другими методиками в соответствии с целями каждого конкретного обследования.

2. Индивидуальная программа психологической реабилитации (ИПР) пациента составляется на основе анализа полученных в ходе диагностики данных с целью наиболее эффективной реализации реабилитационного потенциала пациента, с учетом его индивидуальных личностных особенностей и запроса.

3. Выполнение мероприятии, предусмотренных ИПР.

Психокоррекционная работа (групповая и индивидуальная) строится и проводится в соответствии с диагностическими исследованиями. В психокоррекционной работе можно выделить несколько направлений: формирование навыков саморегуляции, коррекция индивидуальных психологических свойств личности и развитие высших психических функций и способностей, а также личностный рост и развитие коммуникативных способностей.

Б. Колодзин в своей работе и рекомендациях ветеранам войск «исходит из следующих принципов, которые мы полностью разделяем:[51]

- истинное физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соответствовать чьим-то нормам и стандартам, а в том, чтобы прийти к согласию с самим собой и реальными фактами своей жизни;

- Истинное исцеление приходит тогда, когда мы отдаем должное всему, что узнали на своем жизненном пути и пользуемся этими знаниями;

- Уважение создает благоприятный климат для мира. Неуважение создает благоприятный климат для войны;

- Указывая на скрытые формы возникающего конфликта, ветераны могут многому научить человечество. Найдя свой путь против конфликта и страха, как в своей душе, так и вокруг себя, человек почувствует, что жизнь его наполнилась смыслом».

«Важно помнить, что вернувшийся с фронта солдат может долгие годы оставаться в плену своих воспоминаний и переживаний, что его необходимо вернуть в мирную жизнь психологически, чтобы он примирился с собой и действительностью, научился прощать себя .»[52]

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Особенности социального и антисоциального развития подростков
Сталкиваясь в реальной школьной практике с многочисленными случаями отклоняющегося поведения учащихся и стремясь объяснить себе побудительные причины подобной активности подростков, педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с уч ...

Социальные факторы.
Как уже было сказано выше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуют также и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни ч ...

Руководитель – посредник в конфликте
Роль руководителя как посредника в улаживании конфликта очень важна в плане достижения согласия между сторонами по вопросам, вызвавшим споры, ссору или тяжбу. Посредник, сообразуясь с типологией и динамикой конфликта, а так же стадией его ...