Самоутверждение.

Страница 2

Многие исследователи связывают заниженную самооценку с еще более негативными формами поведения, а именно, девиантным поведением. Эрик Фромм рассматривает девиантное поведение как одну из стратегий, которую используют люди, чтобы "убежать от свободы" и преодолеть чувство собственной незначимости. "Следуя этой тенденции, человек пытается преодолеть чувство неполноценности, унижая или покоряя других[83]."

Обширные исследования в этой области были проделаны Говардом Кэпленом.

"На основе обобщения литературных научных данных и собственного 10-летнего исследования 9300 семиклассников он пришел к выводу, что пониженное самоуважение положительно коррелирует едва ли не со всеми видами, так называемого девиантного, отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в преступных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами[84]."

Основная цель девиантного поведения - это чаще всего повышение своего самоуважения[85]. Таким образом, самоутверждение происходит с помощью избрания деструктивных форм поведения. Достигается ли при этом цель повысить самоуважение? В какой-то мере это удается. Например, после употребления спиртного человек не ощущает свою ущербность, чувствует и ведет себя уверенно. Принадлежность к преступной группе дает неуверенному в себе человеку новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных действий, в которых у него не было успеха, а за счет социально негативных черт характера и поступков. Значительную роль здесь по-прежнему играет референтная группа индивида:

"Подростковое самоуничижение (заниженная самооценка) снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл[86]."

Переходя к проблемам церкви, важно отметить, что у верующих, страдающих заниженной самооценкой, она также может проявляться через девиантное поведение. Это может выражаться в резко критическом отношении к пастору и руководству церкви, протест новым формам богослужений, создание группировок, отстаивающих какую-то идею и т.д. И такие формы поведения человек избирает не просто потому что он "грешник", который "не хочет покаяться", а потому что он не может разобраться со своими эмоциональными проблемами. Избавление человека от какой-то формы девиантного поведения без устранения основания проблемы - заниженной самооценки - невозможно. Попытка освобождения человека от различных форм защиты и маскировки без преодоления основной причины - заниженной самооценки - приведет к неудаче.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Вредные привычки и современные девушки
Женщина и алкоголь – понятия несовместимые. Вы спросите почему? Потому что водка – самый страшный враг семьи, любви и счастья. Пьющая женщина? Это страшно. Она более несдержанна, развязна, чем мужчина, более агрессивна, цинична, распущен ...

Б.Ф.Скиннер: Научающие-бихивиоральное направление
Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенн ...

Детство как комплексная проблема
Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как возникает и развивается его личность? Когда и ...