Описание методики и методов исследования

Другая психология » Развитие эмпатии у студентов » Описание методики и методов исследования

Страница 2

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация – важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Подсчитывается число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определяется их общая сумма. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от ноля до шести баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. При анализе показателей шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии, который может варьировать от 0 до 36 баллов:

30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии;

29-22 – средний уровень;

21-15 – заниженный;

14-0 - очень низкий.

Опросник В.В. Бойко содержит 36 вопросов. Которые оцениваются испытуемым по принципу согласия или несогласия с предлагаемыми утверждениями.

Среди источников по проблеме изучения (исследования)-диагностики эмпатии применяется также подход психологической диагностики направленности личности. В данной дипломной работе применен опросник диагностики типа направленности личности практического психолога Т.Н. Даниловой. Методика выделяет основные компоненты, лежащие в основе всех видов направленности личности: эмоциональный, когнитивный (познавательный), поведенческий и ценностный, значимые в работе практического психолога. Такими компонентами являются:

1. Эгоцентрическая направленность личности – это направленность, при которой цели, интересы, потребности личности носят, преимущественно, эгоистический характер и занимают центральное место в иерархии ценностей. Общение с другими людьми имеет, как правило, манипулятивный и потребительский оттенок, характеризуется отсутствием истинного, неподдельного интереса к собеседнику. Эгоисты центрированы на своих личных переживаниях, не способны выйти за их пределы.

2. Гуманистическая направленность личности – это такой вид направленности, при котором цели, интересы и потребности других людей приобретают первостепенное значение. В общении такие люди толерантны, аутентичны, эмпатийны.

3. Экзистенциальная направленность личности – это направленность, при которой доминирующей потребностью выступает потребность во внутренней деятельности, характеризующейся высоким уровнем самоанализа, стремлением к самосовершенствованию и самореализации.

4. Прагматическая направленность личности – вид направленности, при котором системой доминирующих потребностей являются планы и успехи в выполняемой личностью деятельности, иначе говоря, личность ориентируется на конкретные результаты своей деятельности, которые в свою очередь, определяют личностную ценность и значимость.

Таким образом, опираясь на предложенные в методике направленности личности можно предположить, что доминирование гуманистической направленности личности свидетельствует о высоком уровне эмпатии у исследуемого.

Методика содержит 13 утверждений, различных жизненных стремлений и некоторых сторон жизни человека, вторая половина которых продолжается в четырех различных вариантах (а, б, в, г). Оценка каждого предложенного утверждения производится по системе баллов:

- да, полностью с этим согласен – 3 балла;

- пожалуй, да, в целом согласен - 2 балла;

- когда как, согласен в некоторой степени – 1 балл;

- нет, не согласен – 0 баллов;

- нет, не задумывался над этим – 0 баллов.

Далее необходимо суммировать количество баллов в соответствии с «ключом» каждой шкалы.

Ярко выраженный тип той или иной направленности соответствует 28-39 баллам. Средняя выраженность того или иного типа направленности – 13-28 баллов, низкая выраженность того или иного типа направленности – от 0 до 13 баллов.

Психодиагностика проводилась в аудитории СГГУ в группе студентов 5 курса заочного обучения в количестве 25 человек. Участники опроса прослушали инструкции и заполнили бланки ответов по двум методикам поочередно. На бланке ответов испытуемый помечал также свой пол, возраст и образование с указанием вида (гуманистическое, техническое, экономическое).

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Параметры и виды самооценки
Традиционно выделяют три основных параметра самооценки: адекватность, высота, устойчивость [23]. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет человеку относиться к себе критически, предполагает равное ...

Рефлексия как психологический феномен
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: Кто я?, Какой я?, В чем смысл моего существования, моей жизни? Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека существует потребность в самопозна ...

Психические значение сновидений
Один из первых, кто попытался анализировать сновидения как проявление вытесненных в подсознание нежелательных факторов, был Зигмунд Фрейд. Зигмунд Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства ...