Развитие эмпатии у студентов

Другая психология » Развитие эмпатии у студентов

О возникновении понятия «эмпатия» и о том, какой смысл в него вкладывют, написано много научных трудов, но проникнуть в суть этого феномена, в сущность явления пока остается проблемой, которую психологическая наука пытается разрешить.

Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т. Липпса. Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувстование в переживания другого человека. Так сформировался научный термин, теперь ставший достаточно знакомым для современной науки словом, но только сейчас начинает появляться на страницах трудов по философии и психологии анализ этого понятия:

Противоречия в понимании явления учеными и многоаспектность самого феномена «эмпатия» не позволяют дать строгое определение эмпатии, что предполагало бы полное понимание и описание ее сути. Хотя уже существуют методики для реальной регистрации эмпатии как явления психики существует еще проблема более точной фиксации эмпирических данных и их интерпретации. Проанализировав известные методики диагностики эмпатии и сделав литературный образ по характеристикам эмпатии данным учеными делаем вывод о недостаточной степени изученности данного феномена.

Путь поиска истины по проблеме эмпатии предлагали такие ученые, как А.Е.Айви. А.А. Бодалев, В.В.Бойко, А.А. Борисова, Т.П. Гаврилова Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.А. Менджерицкая А.К. Нитченко, А.Б. Орлов, Т.И. Пашукова, К.Роджерс, А.П. Сопиков и др. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции (см. Аффект) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии является выявление видов понимания другого человека. К уже известным: идентификации, принятию ролей, децентрации, рефлексии и др. проявлениям психики поиск продолжается в направлении понимания эмпатии как проявления чувственной мудрости.

Выделим несколько направлений определений эмпатии:

– знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

– переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

– активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли);

– огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого и др.

Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Эмпатия как эффективный инструмент общения и эмоционального отклика возникла уже на ранних периодах появления психической жизни, от элементарных рефлкекторных реакций до высших личностных форм. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных обществ.

Проявление эмпатии наблюдается уже на первых этапах онтогенеза: поведение младенца, который, например, расплакался в ответ на сильный плач лежащего рядом «товарища», демонстрирует один из первых видов эмпатийного реагирования – недифференцированное, когда ребенок по существу еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого. Доказано, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Эмпатия это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то!»)

Ещё недавно, в ХХ веке официальное сообщество предполагало, что эмпатия - чисто человеческое чувство. Хотя примеры сопереживания и взаимопомощи у высокоразвитых животных были распространены повсеместно, сообщество игнорировало данный факт, благо сравнивать людей с животными не решалось.

В последнее время установлено, что сопереживание присуще кошкам, собакам, дельфинам, лошадям и иным высокоразвитым животным, даже мелким грызунам, но в менее выраженной форме, нежели у человека. К примеру, некоторые кошки начинают шипеть, если в их присутствии обидеть любимое ими существо, пытаясь защитить его. Дельфины же не раз в истории человечества становились спасателями, когда на берег сопровождали потерпевших кораблекрушение.

Т.о., эмпатия как сострадание, судя по всему, не является только социальным явлением, но это и биологическое качество высокоразвитых животных. У насекомых, к примеру, вместо сострадания существует иерархическое подчинение и биологическая система взаимопомощи, основанные на выделении химических элементов, а также звуковых и иных сигналов от терпящего бедствие.

Т.о., проблему эмпатии целесообразно исследовать и особенно актуальна эта тема для практических психологов. Если консультант не сможет проявить эмпатию по отношению к пришедшему за помощью человеку, то он не сможет и понять всю глубину проблемы, а, следовательно, не будет способен и дать точной рекомендации. Поэтому очень важно психологу обладать эмпатией, конечно, без абсолютизации роли эмпатии в структуре профессионально важных качеств, но надо развивать у будущих психологов ее уровень до достаточной степени.

Другие материалы:

Философско-психологические воззрения А.И. Герцена. Диалектика А. И. Герцена.
Важную веху в истории русской психологии составили философско-психологические воззрения А. И. Герцена. Идеи, развитые А. И. Герценом в замечательной книге «Письма об изучении природы», отличаются прежде всего диалектикой. Прекрасно владе ...

Условия формирования низкой самооценки
Низкая самооценка тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстра­иваться к другим лю ...

Теория сновидений К.Г. Юнга
По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике[19]. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом обще ...