Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории

Другая психология » Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории » Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории

Страница 2

7. Прочтите с доски первый ряд слов и запишите по памяти.

То же самое проделывается с каждым последующим рядом.

Слова записаны на доске мелом, то есть учащиеся воспринимают «слабоконтрастные» графические знаки.

паук, часы, волк, лиса

книга, белка, щенок, слива

грибок, ворона, килька, фартук

8. Зрительные диктанты.

На доске заранее сделала запись из двух или трех строк, временно закрытая. Когда запись откроется, вы должны прочесть первую строку два раза: первое чтение — знакомство, второе — выделение «опасных» мест в словах. Как только запись опять закроется, вы должны сразу же закрыть глаза и представить зрительно все: и предложение, и слова, и каждую букву, в них входящую.

В этот момент зрительная память очень поможет вам, так как один из секретов кратковременного запоминания — повторить материал в первые же секунды.

Следующёе действие — запись в тетрадь.

План зрительного диктанта:

а) читаю первую строку два раза;

б) представляю ее зрительно;

в) записываю в тетрадь.

Тоже со второй строкой и т. д.

По окончании работы весь материал будет открыт для самопроверки.

Ежедневно давайте оценку своей зрительной памяти: две ошибки — пока «плоховато» одна — «хорошо», а если ошибок нет, то вы получаете титул «Принц(или Принцесса) Зоркий Глаз».

Тренировка. Зрительный диктант.

Вкусненькая малина.

Сережина игрушка.

9. Слуховые диктанты. При слуховых диктантах вы, ребята, будете воспринимать предложения на слух: я читаю — вы внимательно слушаете. Вам надо многое «услышать» от учителя: и порядок слов в предложении, и знаки препинания, и написание незнакомых слов. Можно ли «услышать» запятую? вопросительный или восклицательный знак?

Договоримся: если слово на известное вам правило, то я его произношу, как принято (например, сосна — [сасна], а если орфограмма в слове вам еще не известна, то мое произношение будет очень ясное, четкое, чтобы вы «услышали» это и не сделали ошибку.

Как вы думаете, а что будет означать неожиданная пауза в середине предложения? (Значит, в этом месте нужно ставить занятую.)

Как только я проговорю первое предложение, вам надо сразу же (как и при зрительном диктанте) повторить его про себя, скопировав услышанное очень точно. В первые секунды вам опять поможет память, теперь уже слуховая. В процессе записи предложения вы почувствуете, как голос слуховой памяти будет «подсказывать» вам нужную информацию: какое слово идет следом, как оно звучало и т. д. И все это потому, что теперь вы знаете секрет запоминания!

Благодаря этому приему вы сможете запомнить предложения из 6, 7, 8, 9, 10 слов, т. е. научитесь увеличивать объем запоминаемого материала.

План слухового диктанта:

а) слушаю очень внимательно;

б) повторяю предложение про себя;

в) пишу в тетрадь.

То же самое со вторым предложением и т. д.

По окончании диктанта не забудьте оценить слуховую память.

Тренировка-соревнование: «Кто запомнит из текста самое длинное предложение?»

Учитель читает предложения с постепенным увеличением количества слов: первое предложение — из 5 слов, второе — из 6 и т. д., последнее — из 10 слов.

Совенок

Летом дети жили на даче. Раз мальчики одни пошли в рощу. Там они нашли большой дуб с дуплом. В дупле было гнездо, в нем сидели совята. Вова и Сеня взяли совенка и принесли его домой. Ночью сова прилетела к дому и стала кричать под окном.

После слухового диктанта учитель собирает тетради и, проверив, на следующем уроке развитии объявляет победителя — «Принца (или Принцессу) Чуткое Ухо».

Орфографические ошибки исправляются, но они не все учитываются при подведении итогов. Безошибочной считается работа, в которой соблюден порядок слов в каждом предложении, «услышаны» от учителя интонационные знаки и подсказанные орфограммы.

10. Запоминание текстовой информации посредством выделения ключевых слов и установления связей между ними.

1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.

2. Проверьте, связаны ли логическим переходом эти слова-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Функции эмоций
Для того, чтобы понять какую роль эмоции играют в нашей жизни, необходимо вначале рассмотреть основные функции эмоций. Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую же роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколь ...

Концепция редукции творчества к интеллекту
Айзенк (1995), опираясь на значимые корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Было проведено сравнение возрастных показателей приобрете ...

Система коммуникативных свойств в структуре личности
Понимание личности как психологического явления опирается на анализ ее структуры. Как заметила Е.В. Шорохова, для психологии личности важен не сам перечень свойств, а их субординация, структура, определяющая тип поведения. Такая структура ...