Совершенствование пространственно-предметного компонента среды социальной службы

Другая психология » Совершенствование пространственно-предметного компонента среды социальной службы

Проблема взаимосвязи человека и пространственно-предметной среды теоретически обоснована в контексте изучения специфики отражения пространственно-предметной среды в сознании субъекта.

Фундаментальная важность обращения к реальным условиям среды жизнедеятельности актуализирует контуры онтологической парадигмы анализа взаимосвязи человека и среды (В.А.Барабанщиков, В.И.Панов и др.). Одной из первых работ в рамках данной парадигмы является исследование К.Левина (1936), посвященное анализу изменений прагматического и аффективного значений отдельных деталей ландшафта в зависимости от изменения общего смысла ситуации. Исключительную роль для актуализации онтологической парадигмы играет экологическая теория восприятия Дж.Гибсона (1988), где пространство описано как экологически обусловленная данность пространственных свойств и отношений, которые предоставляют возможность (affordance) тех или иных действий, функционально присущих виду животного.

Несмотря на существование разнообразных подходов к проблеме психического отражения пространственно-предметной среды, пока не ставился вопрос о его системно-структурной организации, предполагающий совместный анализ чувственного и ценностно-смыслового уровней. Ресурсы для такого анализа связаны с применением системного подхода к рассматриваемому явлению. Необходимость системного анализа психологических особенностей пространственно-предметной среды признается практическими всеми исследователями, однако даже в этом контексте пространственно-предметная среда остается недостаточно отрефлексирован-ной реальностью.

Объект работы - пространственно-предметная среда жизнедеятельности человека.

Предмет - системно-структурная организация (компонентный состав и базовые параметры), возрастные и индивидуально-типологические особенности психологической репрезентации пространственно-предметной среды жизнедеятельности человека.

Цель работы — раскрыть содержательную сущность и пространственно-предметной среды обыденной жизнедеятельности человека и выявить компоненты и показатели, позволяющие построить ее теоретическую модель.

Задачи

- Проанализировать и обобщить сложившиеся в современной психологии подходы к исследованию психологической репрезентации пространственно-предметной среды.

- Выделить операциональную единицу анализа пространственно-предметной среды и средства ее описания.

- Исследовать соотношение уровней, компонентов и параметров репрезентации пространственно-предметной среды применительно к различным типам пространственно-предметной среды жизни.

Доказано, что системный подход к исследованию пространственно-предметной среды является необходимым основанием для целостного ее анализа, включающего чувственный и ценностно-смысловой уровни, формальный и содержательный компоненты, прагматический, этический и эстетический параметры.

Образовательная среда

– это совокупность всех субъектов, отношений между субъектами, условий, процессов обеспечивающих достижение поставленных целей.

Каждому типу образовательной среды соответствует особая организация: пространственно-предметного компонента - архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика и т.д.; социальная компонента – особая присущая данному типу культура «форма детско-взрослой общности», вполне определенный способ взаимодействия включенных в неё участников; информационно-технологического компонента – соответствующие содержание образовательного процесса, осваиваемые учащимися способы действия.

Проектируя модель будущей образовательной среды был использован системно-методический подход, согласно которому осуществлялось взаимное проектирование каждого из трех компонентов образовательной среды, в контексте организации системы возможностей для удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей и реализации личностных ценностей всех субъектов образовательного процесса.

Методической матрицей проектирования служила модель «проектного поля» образовательной среды. «Эпицентром» проектирования являлась «точка взаимопроникновения» всех трех компонентов ОС, вокруг которой была организована «зона развивающих возможностей».

Другие материалы:

Социальные факторы.
Как уже было сказано выше, общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Но существуют также и частные самооценки, которые ситуативны и способны колебаться. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни ч ...

Значение игры для развития психики дошкольника
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых лю ...

Развод как социально-психологический феномен
Стало уже тривиальной истиной, что брак – вещь сложная и требования, предъявляемые партнеру, постоянно растут. Сегодня для счастливого брака уже мало того, что мужчина приносит в дом столько денег, сколько нужно для безбедной жизни, а жен ...