Таким образом, обучение, основанное на теории содержательного обобщения в своей реализации сталкивается с двумя основными противоречиями, которые должны разрешаться: одно – противоречие сложившихся за предыдущий возрастной период и предлагаемых учителем форм общения и коммуникации, другое – противоречие «натуральной» и «культурной» форм учебно-предметного содержания.
В традиционных психологических исследованиях можно выделить три понимания конфликта.
1. В рамках социально-психологической традиции конфликт понимается как такой тип социального взаимодействия людей или групп, который несет в себе деструктивный потенциал, разрушает межличностные и межгрупповые взаимоотношения, приводит к распаду социально-психологических структур и негативным переживаниям. Это понимание хорошо представлено в литературе и мы не будем на нем останавливаться.
2. В психоанализе и психодинамических подходах конфликт понимается как энергетическая основа личности, составляющая ее мотивационное ядро. Причины человеческих поступков и переживаний всегда конфликтны, а онтогенез построен на разрешении конфликтов
3. Третье понимание начало складываться в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, также характерно для исследований продуктивного мышления и представлено в генетической психологии как гипотеза о социокогнитивном конфликте и представляет конфликт как механизм развития человеческой деятельности и мышления.
Деструктивное и психодинамическое понимания имеют развернутые и культурно оформленные практики и прикладные программы работы с конфликтом. Однако, конфликт как механизм развития деятельности в рамках второго и третьего понимании с одной стороны представлено неявно, а с другой, недостаточно операционализировано для анализа и конструирования образовательных процессов.
Конфликт в педагогической психологии традиционно рассматривается как явление, связанное с негативной межличностной динамикой в контексте воспитательных задач. Под конфликтом здесь понимается способ борьбы участников конфликтного взаимодействия за неделимый или недостаточный ресурс. Это понимание унаследовано от социально-психологических интерпретаций конфликта с одной стороны, и глубинно-психологических интерпретаций, с другой.
Не останавливаясь на подробном обзоре, в традиционных для психологии исследованиях конфликта представляется необходимым подчеркнуть два принципиальных момента, которые важны в контексте данного исследования:
1) обе традиции рассматривают конфликт как феномен острого переживания, резкого переструктурирования или распада различных структур. Однако необходимо отметить, что при этом отношение к конфликту как явлению однозначно вредному с середины нынешнего столетия претерпевает изменение.
2) конфликт рассматривается либо как глубинно-психологическое либо как социально-психологическое явление, монопредметно.
Это понимание положено в прикладные конфликтологические программы, которые имеют большой успех. Но, несмотря на хороший задел, понимание конфликта как механизма развития деятельности и психики и как явления полипредметного не определено в своих границах и практически не операционализировано для анализа и конструирования образовательных процессов.
Необходимость развернутого представления и операционализации конфликта для анализа процесса учения-обучения задается двумя моментами: 1) разрешение противоречий учебного материала является ядром ситуаций учения-обучения, разрешающихся в действии через коммуникацию и общение; 2) управляемость процесса учения-обучения задается осознанным проектированием противоречий конструированием содержательных конфликтов.
В связи с обозначенными противоречиями необходимо обратиться к пониманиям конфликта, имеющим образовательный смысл и построенных не на традиционных основаниях исследования конфликтов.
Другие материалы:
Развитие психических процессов
Речь.В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинает ...
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего
возраста
Психологи и педагоги указывают, что ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот же период важен для совершенствования деятельности органо ...
Общая характеристика подросткового возраста.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психологического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подрос ...
Главные разделы