Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:
младенчество (базальное доверие – базальное недоверие);
раннее детство (автономия – стыд и сомнение);
возраст игры (инициативность – вина);
школьный возраст (трудолюбие – неполноценность);
юность (эго-идентичность – ролевое смешение);
ранняя зрелость (интимность – изоляция);
средняя зрелость (продуктивность – инертность);
поздняя зрелость (эго-интеграция – отчаяние).
Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.
Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:
в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях;
во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании;
в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости;
в безупречности и неопровержимости.
Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и против людей.
Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие значение культуры и половых ролей. Ей принадлежат многочисленные статьи по психологии женщины.
Другие материалы:
Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
Жан Пиаже (1896-1980)- швейцарский и французский психолог и виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Становление интеллекта рассматривается Пиаже как стер ...
Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса ...
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
Основными критериями нормального протекания сенсорного развития является соответствие определенным формальным показателям сформированности отдельных психических функций (восприятия, моторики, речи и т.д.) [28].
Исследования Л.А. Венгера [ ...

Главные разделы