Оцените ситуацию и примите решение об ответной реакции:
- как вам следует себя вести оптимальным образом,
- какой ресурс для этого нужен,
- где вы его можете взять прямо сейчас. Самый надежный источник ресурса – вы сами. Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности.
Вспомните ситуацию, когда вы чувствуете себя уверенно: за рулем автомобиля, на теннисном корте или где-либо еще. Еще раз во всей полноте переживите это воспоминание уверенности в себе, ощутите в себе уверенность и силу.
С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Таким образом, вы можете призвать к себе на помощь любое нужно вам чувство: спокойствие, выдержку, уверенность и т.д. Все, что вам для этого нужно сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести его туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас (метод защищенного и конструктивного отреагирования).
Следующая техника быстрой нейтрализации стресса основывается на различии между фактами и значениями.
Факты – это реально происходящие события. Значения – это результат их интерпретации. Стресс, если он, конечно, не связан с физической угрозой, - есть реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Измените значение, и вы измените свою реакцию на происходящее. Так, например, чтобы не сердиться по поводу шумного поведения своего ребенка, воспримите его резвость как признак хорошего здоровья и т.д. Обеспечьте себе доступ к различным значениям происходящего, и вы приобретете возможность выбора к реагированию на самые трудные ситуации.
Чрезвычайно важно не только защититься от самого стресса, но и освободить себя от возможных последствий. Наиболее опасным из них является остаточное физическое и психическое напряжение. Испытываемое в стрессе напряжение часто сохраняется и после того, как вызываемое его событие ушло. Затем это напряжение трансформируется в невротическое поведение и болезни.
Поэтому очень важно уметь своевременно расслабляться, снимая тем самым остаточное напряжение. Про стресс писать можно много и долго, но, как вы сами понимаете, все истинно познается только через практику.
Повышение уровня социально-психологической компетентности руководителя
Определенную помощь руководителю может оказать специально организованное социально-психологическое сопровождение руководителей. К основным направлениям психологического сопровождения руководителей относятся:
· повышение уровня общей психологической культуры руководителей;
· совершенствование их управленческой социально-психологической компетентности;
· оптимизация стиля управленческой деятельности;
· совершенствование способов разрешения конфликтных ситуаций.
Реально психологическое сопровождение осуществляется в отношении руководителей, проходящих обучение на различных курсах переподготовки в ходе лекционных, семинарских и практических занятий, при подготовке рефератов по проблемам психологии управления. В отдельных случаях могут использоваться тестовые психологические методики с последующим обсуждением результатов тестирования в процессе индивидуального собеседования. Программа психологической работы варьирует в зависимости от профиля профессиональной деятельности обучаемых, срока обучения и других факторов. Наиболее полная программа психологического сопровождения, как правило, реализуется с контингентом резерва выдвижения руководящего состава.
Как показывает опыт, тренинги и семинары по психологии управления проходят достаточно успешно, поскольку они восполняют дефицит психологических знаний слушателей. Содержание учебных занятий строится, как правило, в учебно-нормативном режиме. В них фиксируется, как психологически грамотно организовывать деловое общение (что делать), а затем описываются конкретные психотехнологии (как делать).
Со слушателями проводятся деловые игры, нацеленные на формирование у них практических навыков управленческого взаимодействия.
Неплохой эффект дает использование методов психологической диагностики: объективных тестов, личностных опросников и проективных методик. Они применяются для психологической оценки управленческого потенциала обучаемых, поиска эффективного индивидуального стиля управления для конкретного руководителя и др.
Другие материалы:
Роль России в мировой психологической мысли
По своему вкладу в развитие мировой психологической мысли русская психология занимает одно из ведущих мест. Однако русская психология оказалась обойденной в зарубежной историографии. Зарубежные историографы (Э. Боринг, Д. Флюгель, Г. Мэрф ...
Концепция редукции творчества к интеллекту
Айзенк (1995), опираясь на значимые корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности.
Было проведено сравнение возрастных показателей приобрете ...
Карл Густав Юнг: аналитическая психология
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениям ...
Главные разделы