o предписания;
o ограничения;
o переучивания;
o переключения;
o регламентации образа жизни;
· Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:
o поощрения и наказания;
o соревнования;
o положительной перспективы.
Охарактеризуем метод «реконструкции» характера подростка,где коррекционный аспект проявляется наиболее ярко. Нельзя вместе с ликвидацией отрицательных черт личности разрушать положительное в ней, поэтому при достаточном уровне общего развития ребенка целесообразно частное изменение его личности, т.е. реконструкция, перестройка характера. Метод включает в себя несколько элементов педагогической деятельности:
ü выявление положительных качеств воспитанника, которые надо использовать в процессе перестройки характера, в первую очередь развивая и углубляя их;
ü прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни;
ü восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами;
ü видоизменение отрицательных свойств, которые школьник считает положительными, от которых не хочет отказываться;
ü переоценка отрицательных свойств, нетерпимое отношение к ним;
ü восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми [8].
В методе реконструкции особое внимание уделяется нахождению в нравственном облике школьника точки опоры, которая может стать исходным направлением изменения, переориентации и в конечном итоге реабилитации личности несовершеннолетнего.
В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков (Э.Ш. Натанзон).
Созидающие приемы:
ü способствующие повышению успеваемости школьника (организация успехов в учении, ожидание лучших результатов);
ü строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника (опосредование, «фланговый» подход; активизация сокровенных чувств воспитанника);
ü содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; поручительство).
Тормозящие приемы:
ü в которых открыто проявляется власть педагога (осуждение; наказание; приказание; выявление виновного);
ü с открытым воздействием (параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, ирония, немое недоверие).
Вспомогательные приемы:
ü организация внешней опоры правильного поведения;
ü отказ от фиксирования отдельных поступков.
Педагогически запущенный подросток является членом классного коллектива. Несмотря на изолированное положение в нем, он живет по законам коллектива, так или иначе подчиняется нормам коллективных взаимоотношений; микроклимат классного коллектива, его нравственные ценности влияют на формирование личности подростка, на особенности его поведения и межличностные взаимоотношения со сверстниками. Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и приемы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.
Другие материалы:
Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов-психологов
Актуальность исследования. В современных условиях в высших учебных заведениях проявляется тенденция к возрастанию роли самостоятельной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками.
Научные исследования и накопленный ...
История возникновения и развития понятия референтности
Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса [1].
Позже Т. Ньюком определял референтну ...
Свойства
и закономерности
Процессы памяти
Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. Качество запом ...
Главные разделы