Общая характеристика подросткового возраста.

Страница 3

Развитие самосознания.

В подростковом возрасте четко проявляются две форы самосознания: чувство взрослости и «я - концепция».

Внешний вид подростка становится источником постоянных конфликтов. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. Подросток, считая себя уникальной личностью, стремится внешне не отличаться от сверстников.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», указывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками [14].

Развитие взрослости зависит от того, в какой сфере хочет утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. У него формируется «я - концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «я».

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих.

С развитием самосознания связана и склонность к уединению, чувство одиночества [11].

Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты диссонируют, сочетание разных образов «я» не гармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплемент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании [5].

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста.
Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников ...

Патология ощущения
К патологии ощущении с известной долей условности относится агнозия (неузнавание), которая проявляется в неспособности человека узнать и объяснить значение тех или иных сенсорных ощущении. Агнозия может быть зрительной, слуховой, обонятел ...

Критика теорий Бойтендайка
К. Гроос не соглашается с некоторыми основными положениями Бойтендайка, он не согласен с тем, что основными признаками игры являются ненаправленность и стремление к движению. Понятие ненаправленности, по мнению Грооса, очень многозначно и ...