Соотношение понятий «личность», «человек», «индивидуальность»

Другая психология » Системный кризис в психологии » Соотношение понятий «личность», «человек», «индивидуальность»

Страница 1

Независимо от того, какой школы или направления придерживается философ, необходимо что бы он различал три уровня понятия «человек», «личность», «индивидуальность»:

1) человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример — фраза «человек — царь природы»);

2) человек конкретно-исторический (первобытный человек и т. д.);

3) человек отдельно взятый как индивид.

Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга — потенциальный развитый интеллект, строе­ние руки — перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности ма­лыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «ин­дивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность чело­века, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Фундаментальное философское ма­териалистическое определение личности было дано К.Марксом. Он определял сущность человека как совокупность обществен­ных отношений. Некоторые авторы видят в этих словах прямое опре­деление личности. Другие не соглашаются с ними, заме­чая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), ибо ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений[23].

Вообще понятие личность определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В современной отечественной философии, доминирующей является традиции марксизма, личность — это человек как социальное существо, поскольку его сущность сво­дится к социальности. В течениях, связывающих сущность с ду­ховностью, личность — это человек как существо духовное, ра­зумное и т. д. Иначе говоря, под личностью понимается не «вы­дающийся человек», а сущностная характеристика человека. Личность так же может быть рассмотрена как личность вооб­ще, личность конкретно-историческая и личность отдельно взя­того человека.

Индивидуальность — это целостная неповторимость, са­мобытность индивида в отличие от типичности, общности.

Индивидуальность определяется как совокупность черт отличающих данного человека от других людей[24]. Индивидуальность это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие пси­хики и личности индивида, ее не­повторимость. Индивидуальность проявляется в чер­тах темперамента, характера, в спе­цифике интересов, качеств перцеп­тивных процессов и интеллекта, потребностей и спо­собностей индивида.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности слу­жат анатомо-физиологические за­датки, которые преобразуются в про­цессе воспитания, имеющего обще­ственно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности[25].

Признаками индивидуальности являются: единичность, неповторимость, наличие внутреннего я, целостность, творчество, самобытность, наличие своего мировоззрения, наличие своего стиля жизни.

Тот факт, что понятия «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека.

Действительно, если принять во внимание, что личность всег­да выступает как субъект своих действительных отношений с конкретным социальным окружением, ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении. Структура личности человека шире его индивидуальности.

Человек как индивидуальность формируется гораздо позже, чем личность и индивид. Критерием сформированности индивидуальности является материальный, духовный, культурный вклад в жизнь общества.

Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру, всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое человек? зачем он живет и в чем смысл его жизни? [26]

Многие философы отрицают существование смысла жиз­ни. Один из аргументов — утверждение, что человек — лишь разновидность материальных объектов, а его жизнь — обыч­ный для всякой органической материи процесс рождения, увядания и гибели в общем, потоке вечного хаотического движе­ния. Для объективистов говорить о смысле жизни человека так же бессмысленно, как и о смысле жизни животного или камня. «Материя движется, а движение всегда направлено. Это снимает вопросы о первоисточнике, причине активности как моменте направленности, причинах существования инди­вида в его целостности, а тем самым о смысле жизни, пред­назначении человека»[27]

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Подбор и организация подвижных игр
Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической ...

Нравственная основа личности и условия её формирования
В рассмотрении этого вопроса мы должны обратиться к понятию нравственность. Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравствен ...

Каузальная атрибуция
Атрибутивная теория является теорией, пытающиеся объяснить, как люди дают логические объяснения ответов на вопросы, начинающиеся с «почему». Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причины и связи, и того, что он ...