Ценностные ориентации в семейной жизни

Страница 4

Динамика ценностно-смысловых координат образов миров взаимодействующих людей, характеризующаяся их сближением, является одним из факторов успешного функционирования семейной системы. Данная динамика будет проявляться в качественных и количественных изменениях ценностных координат жизненных миров взаимодействующих супругов, отражая тем самым усложнение системной организации системы общих семейных ценностей.

Выводы:

Система ценностей дает возможность личности решить, что для нее значимо и важно в брачной и семейной жизни.

Система ценностей (ценностных ориентаций) семьи не является постоянной на протяжении всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают у себя ценностные ориентации каждого из супружества.

Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентации. Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью.

Процессы персонализации и персонификации исследователи определяют как варианты механизмов трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов.

Согласование ценностных ориентаций супругов проявляется в динамике общих семейных ценностей, которая, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.

Анализ литературы, проведенный автором настоящей работы, позволяет резюмировать, что вопрос типологии систем семейных ценностей крайне мало изучен. Нет, пожалуй, ни одной более менее научно обоснованной классификации. Однако, предполагая, что система семейных ценностей является составной частью системы этики и производна от последней, можно обратиться к типологии этик, разработанной П. Сорокиным. Он выделял три основных их класса:

1. Идеациональные этические системы, характеризующиеся направленностью на единение со сверхчувственным. Идеалы и ценности здесь рассматриваются как исходящие от Бога, и потому абсолютные, безусловные, неизменные, вечные, а чувственные удовольствия - как препятствия на пути к достижению Бога, преодолеваемые человеком в процессе его духовного совершенствования.

2. Чувственные этические системы, для которых высшая ценность - «в рафинированной или грубой форме чувственное счастье, наслаждение». Их нормы и идеалы относительны, а не абсолютны, целесообразны и изменчивы в зависимости от людей, групп и обстоятельств, в которые те вовлечены, а потому рассматриваются как созданные человеком. Если они служат целям счастья, то принимаются, если нет - напрочь отвергаются.

3. Идеалистические этические системы являют собой синтез идеациональных и чувственных нравственных ценностей. Подобно идеациональной этике, этика идеалистическая видит высшую ценность в Боге, но в отличие от идеационализма, она положительно оценивает те чувственные ценности, «которые благородны и не противоречат Абсолюту».

Некоторые авторы в качестве отдельных систем рассматривают также православную систему, как набор высоконравственных и духовных ценностей. Также в отдельную систему выделяют так называемую советскую систему семейных ценностей.

С позиций социологического подхода многие авторы указывают на взаимосвязь системы семейных ценностей и общей направленности семьи. В связи с этим, выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

- общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

- противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

Страницы: 1 2 3 4 

Другие материалы:

Развитие связной речи
Основным в речевом развитии ребёнка является всё перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи. Сначала общение у ребёнка прои ...

Лидер и стиль его деятельности
Факторно-аналитические работы, проведенные Халпином и Вайнером (Halpin & Winer), убеждают, что индивидуальные различия в деятельности лидеров могут быть определены путем введения двух относительно независимых параметров, характеризующ ...

Сущность классного коллектива
Коллектив образовательного учреждения состоит их двух составляющих: ученического коллектива и педагогического коллектива. Педагогический коллектив представляет собой группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цел ...