Типы течения шизофрении

Другая психология » Симптомы шизофрении » Типы течения шизофрении

Страница 1

Систематика шизофрении, основанная на синтезе синдромологии и общих тенденций течения (А.А. Снежневский, 1960, 1966, 1969) включает 3 основных типа течения:

1. Непрерывный;

2. Приступообразный (периодический, реккурентный);

3. Приступообразно-прогредиентный (шубообразный).

Хотя каждая форма течения содержит различные клинические варианты (см. ниже), отличающиеся по темпу прогредиентности, по возрастному фону, общий стереотип развития болезни внутри каждой из основных групп остается единым.

Непрерывнотекущий тип течения шизофрении.

Характерен для параноидной, гебефренической и простой форм. Этот тип течения наиболее полно отражает особенности шизофрении как прогредиентного заболевания, в клинических проявлениях которого сочетаются продуктивные и негативные симптомы. Без лечения болезнь развивается неуклонно и беспрерывно до возникновения дефекта. "Ремиссии" (в условном смысле) обычно бывают следствием лечения и удерживаются до тех пор, пока применяется поддерживающая терапия. Темп развития болезни различен:

A) малопрогредиентная, вялотекущая шизофрения - характеризуется вялым, доброкачественным течением, не глубокими изменениями личности, неврозоподобной, психопатоподобной и паранойяльной продуктивной симптоматикой.

Б) среднепрогредиентная, параноидная шизофрения характеризуется постепенной сменой паранойяльного, параноидного и парафренного синдромов, нарастанием шизофренического дефекта и исходом в параноидное слабоумие.

B) злокачественная шизофрения - включает в себя простую шизофрению (быстрое нарастание шизофренического дефекта без продуктивной симптоматики), кататоническую (гебефреническую) и раннюю параноидную форму. Заболевание у этих больных возникает в подростковом и юношеском возрасте и в течение 3-5 лет приводит к выраженному дефекту (параноидное, кататоно-гебефренное и бормочущее слабоумие).

Приступообразно-прогредиентный (шубообразный) тип течения шизофрении.

Характеризуется смешанным типом течения, при котором приступы чередуются с непрерывным течением. Начало обычно в подростковом возрасте, часто с изменений личности. Манифестные приступы длительны (несколько лет), особенно деперсонализационные и психопатоподобные (гебоидные). Последующие приступы полиморфны, сочетают в себе аффективные, неврозоподобные, бредовые и псевдогаллюцинаторные расстройства; либо мономорфные, в которых доминируют расстройства параноидного ряда (острый параноидный синдром, острый синдром Кандинского-Клерамбо, вербальный галлюциноз, острый парафренный синдром). Возможно течение с утяжелением каждого последующего приступа. Может быть исход в непрерывное течение. В ремиссиях отмечаются выраженный инфантилизм, психопатизация, чудаковатость, нажитая циклотимия, остаточная продуктивная симптоматика. Ремиссия - светлый промежуток, который может быть полным (практически временное выздоровление) и неполным (с признаками шизофренического дефекта или с остаточными симптомами прошедшего приступа).

Прогноз в случаях приступообразно-прогредиентной шизофрении должен быть осторожным: отмечаются случаи поздних ремиссий после многолетних кататоно-бредовых приступов, а так же - повторные тяжелые приступы после многолетних ремиссий.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Роль общения в формировании личности
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Общение – это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень ...

Поведенческая составляющая «Я- концепции»
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нр ...

Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я - космонавт”, “Я - мама”, “Я - доктор”), а, что является самым главным, дей ...