Типы высшей нервной деятельности у детей

Страница 2

II. Собственно критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу от игровой деятельности к учебной, но формальный переход к учению запаздывает: ребенок вынужден какое-то время оставаться в рамках старой деятельности и старых отношений со взрослыми. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт и, как следствие этого, в его поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

III. Посткритическая фаза. Ребенок с возрастом приходит в школу, начинает осваивать учебную деятельность, адекватную его стремлениям и возможностям. Постепенно восстанавливается внутренний комфорт, и в поведении исчезает негативная симптоматика.

Течение переходного периода у первоклассников (второй тип) имеет существенные различия. Содержание указанных фаз переходного периода в этом случае состоит в следующем.

В I фазе ребенок вполне удовлетворен игровой деятельностью, так как возможности для формирования предпосылок, переводящих его в следующий этап развития, еще существуют в игре. В процессе одинаковой для всех детей этого возраста подготовки к школе у ребенка может сформироваться субъективное стремление к школе и осознание себя готовым к ней, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.

Во II фазе, когда ребенок приходит в I класс с несформированными до достаточного уровня предпосылками перехода от игровой деятельности к учебной, он получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в осуществлении учебной деятельности, по-прежнему продолжает тянуться к игре. В этих условиях, а также начиная сравнивать себя с другими детьми, ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Как следствие этого появляется негативная симптоматика в поведении, направленная не только на родителей, но и на педагога.

В редких случаях родители забирают ребенка из I класса, и тогда предпосылки перехода к учебной деятельности завершают формирование в продолжаемой игровой деятельности. В большинстве случаев (III фаза) ребенок вынужден параллельно осуществлять обязательную учебную и желаемую игровую деятельности на равных условиях. Предпосылки, необходимые для нормального перехода на новый этап развития завершают формирование с помощью средств продолжаемой игровой и осваиваемой учебной деятельностей. Постепенно восстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативная симптоматика. Но, во-первых, процесс адаптации в этих условиях может быть гораздо более длительным и менее продуктивным, а, во-вторых, отставание, начавшееся в I классе, может накапливаться от класса к классу, обусловливая неуспеваемость ребенка в школе.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых
Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор. Слуховые ощущения человека дистантны, т.е. принимают информацию на расстоянии. Возможность дистантного восприятия звуков имеет осо ...

Социально-педагогические аспекты развития личности
Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности. Развитие характеризуется на ...

Методы и методики исследования
Психология, как и другие науки, использует для сбора научной информации различные методы. Но специфика объекта исследования – психики человека – накладывает свой отпечаток и на возможности использования того или иного метода, и на его рез ...