Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона

Другая психология » Развитие психики человека в онтогенезе » Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона

Страница 3

означает обретение подростком своей индивидуальной тождественности. Подросток приобретает представления о себе в связи со своим прошлым, настоящим и будущем. Я – как индивидуальность. На этой стадии родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих. Если у ребенка было доверие к миру, чувство инициативы, компетентности, то его шансы на идентификацию, значительно возрастают. Для подростка исполненного чувством недоверия, стыдливого, неуверенного, осознающего свою неполноценность решить задачу идентификации будет очень сложно. Подросток не может определить свое Я. У него появляются симптомы путаницы ролей, неуверенность в понимании кто он такой, куда идет. Эриксон подчеркивал, что жизнь представляет непрерывную смену аспектов развития и успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует человеку отсутствие проблем на последующих.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Проходят молодые люди 20-25 лет. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, а способность близости своего Я. Такое обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Относится к возрасту 26 -64 года. Основная проблема этой стадии - это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связана с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни , но и жизни своих детей. Так, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглащенностью на другом. Общечеловечностью Эриксон называл способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью будущих поколений, формами будущего устройства. Подобное чувство возникает не обязательно при наличии собственных детей. Тот, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредотачивается полностью на себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

8.Старость: целостность эго / отчаяние. Относится к возрасту от 65 лет до смерти человека. Эриксон считал, что для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения при жизни – только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция» [34;258]. Эриксон говорил, что только у того, кто каким - то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созреть плоды семи предшествующих стадий. Чувство интеграции Я проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и промахами в прошлом как единого проявления своей личности. Подобная интеграция рождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях или своем творчестве и не страшится смерти. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок. Он осознает, что начать все сначала невозможно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние, озлобленность, недовольство своим положением, страх смерти.

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Профессиональное выгорание. Понятие и определение
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел в 1974 году американский психолог Х.Фреденберг, и поначалу он использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общени ...

Проблемы организации пространственно-предметного компонента
Развитие образования на современном этапе возможно только при условии использования психологических особенностей, закономерностей и принципов развития обучающегося (развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и дух ...

Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс факторов адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых определяются содержание профессиональной деятельности и условиями среды, в кот ...