Связь между биографией Эрика Эриксона и его теоретическими воззрениями

Другая психология » Связь между биографией Эрика Эриксона и его теоретическими воззрениями

Страница 1

Эрик Хомбургер Эриксон родился во Франкфурте (Германия) в 1902 году и умер в Харвиче (Массачусетс, США) в 1994 году. Молодым человеком он изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 году он был приглашен другом детства, Питером Блосом, приехать в Вену, чтобы рисовать портреты детей в экспериментальной школе, основанной Доротеей Бэрлингхэм и Анной Фрейд, которой руководил Блос. Прошло немного времени и Эриксон стал членом педагогического коллектива, наблюдая за детьми и входя в психоаналитический мир Вены и Фрейдов. Он стал кандидатом в психоаналитики и прошел обучающий анализ у Анны Фрейд (автора "Эго и механизмы защиты"). С глазом художника и мышлением психоаналитика, Эриксон продолжил исследование и предложил творческое переосмысление развития человека от младенчества до старости.

Стефан Шлейн собрал 47 статей Эриксона, которые были опубликованы в период с 1930 по 1980 годы. Ни одна из этих статей не была прежде опубликована в книге (а если опубликована, то в несколько другом виде). В книге также можно найти 13 портретов, нарисованных Эриксоном. Статьи очень разные и поэтому систематизированы там тематически, а не хронологически:

"Психоанализ и просвещение", "Конфигурации в игре и сновидениях", "Военные воспоминания", Кросс-культуральные наблюдения", "Общественная среда", "Размышления о цикле жизни", "Об идентичности", "Юности" и "Раннем взрослом возрасте", "Портретные зарисовки" и "Очертания человеческого потенциала". Сами работы варьируют, начиная от речей, произнесенных Эриксоном в связи с вручением ему наград, лекций на профессиональных и политических встречах, и заканчивая научными публикациями. Мне кажется, что если хотя бы кратко проанализировать эту книгу взаимосвязь между его воззрениями и биографией обозначится сама собой. Поэтому, с вашего разрешения, я постараюсь проиллюстрировать каждый раздел, коротко описав одну (или несколько) из глав.

В разделе "Психоанализ и просвещение" Шлейн публикует обращение Эриксона к Анне Фрейд. В специальном выпуске "Бюллетеня Хэмпштадской клиники" (1983), посвященном ее памяти, Эриксон представляет работу, в которой признает уникальность психоаналитических трудов Анны Фрейд, дает описание интеллектуальной жизни Вены и круга Фрейдов, демонстрирует влияние этих замечательных людей и обстоятельств на молодого и одаренного Эриксона. Эта работа кроме всего прочего характеризует размах его трудов, в которых личное, историческое и культурное содержание замечательно переплетаются с теорией.

В разделе "Конфигурации в игре и сновидениях" есть глава под названием "Образцы сновидений в психоанализе". В этой работе 1954 года нам предлагают интерпретацию Эриксоном одного из наиболее известных в психоанализе сновидений, а именно, сновидения Ирмы (Зигмунд Фрейд). Эриксон рассматривает сновидение с позиции своей теории развития, обращаясь к переписке профессора Фрейда с Вильгельмом Фляйссом с целью понимания того, что было причиной рождения толкования сновидений. 39-летний Фрейд находился на пороге личного, профессионального, интеллектуального кризиса. Для Эриксона это сновидение отягощено исторической необходимостью присниться, чтобы быть проанализированным, и быть проанализированным, чтобы воплотить особую судьбу" (стр.239). С точки зрения Эриксона, Фрейд отчаянно стремился выполнить свое предназначение.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Понятие конфликта
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика. Конф ...

Виды речевых коммуникаций
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальну ...

Развитие высших форм психики у человека
Развитие психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность. Улучшен ...