Методы и методики исследования

Другая психология » Связь агрессивности и самооценки » Методы и методики исследования

Страница 2

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной неполноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов Я реального, и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Исследование проводилось в Алапаевском профессионально-педагогическом колледже в ноябре 2008 года. В исследовании принимали участие юноши 17 лет в количестве 4 человек и девушки от 16 до 20 лет в количестве 13 человек. Все участники исследования студенты Алапаевского профессионально-педагогического колледжа, обучающиеся на третьем курсе по специальности 050501 «Профессиональное обучение по профилю: технология продовольственных продуктов», очной формы обучения.

Основания, по которым производился отбор – это, во-первых, одна возрастная категория, а конкретно ранний юношеский возраст, во-вторых, все обследуемые являются студентами одной учебной группы и все обучаются в ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж».

Диагностика проводилась следующим образом: каждому испытуемому раздавались бланки для заполнения тестов, затем зачитывалась инструкция и вопросы теста. На выполнение задания испытуемым понадобилось 45 минут на две методики. За это время тесты успевают заполнить большинство студентов.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Общая характеристика эмоций
В настоящее время большинство психологов считают, что эмоции – это не простой феномен. И поэтому существуют множество подходов к определению «эмоции».Одни исследователи рассматривают эмоции как кратковременные явления. Другие же убеждены, ...

Нейронные и физико-химические теории памяти
Существует немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им прижизненной информации. Запоминание и научение тесно связаны между собой. Даже простейшие формы научения ос ...

Семья и воспитание.
О воспитании написано много книг и статей. Именно они дают информацию о том, как нужно воспитывать ребенка. Но все сходятся в том, что решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическ ...