Психика как результат эволюции материи.

Развитие психики и сознания » Психика как результат эволюции материи.

Страница 2

Стадия перцептивной психики –

сложные безусловные рефлексы (инстинкты).

Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности.

На данном уровне находятся рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), насекомые.

Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению. На данном уровне находятся высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

Инстинкт – совокупность врожденных компонентов поведения. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностями, характеризующиеся стереотипностью.[5]

Импринтинг – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиден животными после его появления на свет.[6]

Стадия интеллекта

– навыки.

На этой стадии появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного другому. На данном уровне – обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Навык – это сложная индивидуальная динамическая программа поведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром.[7]

Стадия сознания –

высшая ступень развития психики.

На этом этапе у человека появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов. Познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.

Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в тоже время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Кризисные периоды брака и супружеские конфликты. Причины разводов
Прежде чем рассматривать развод, его причины и последствия, необходимо учесть нормативные (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисы семейных отношений. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стад ...

Структура понятия самооценки.
Представляет интерес также структура самооценки. Этому вопросу посвящены работы Андрущенко Т.Ю., Горбачевой В.А., Колчановой И.В., Леви В.Ж., Липкиной А.И., Подоляк Л.Г., Полозовой Т.А., Труповой Н.М Среди западных психологов это К. Родже ...

Понятие об ощущениях и восприятии
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной ...