В литературе, посвященной «Я- концепции», можно найти два ее развернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит К.Р. Роджерсу (16,с.48). Он утверждает, что « Я- концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это – сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно «Я», так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем(24,с.58).
Во втором определении, принадлежащем Стейнсу, «Я- концепция» формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
Другие материалы:
Патологические семейные треугольники
В семейной терапии существует несколько объяснений поведенческих расстройств, среди них не последнее место занимают патологические треугольники. Наиболее ясно это выглядит в теории Боуэна. Он объяснил, как, когда два человека конфликтуют, ...
Основные направления работы телефона доверия
Телефон доверия осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: оказание экстренной психологической помощи; *телефонное консультирование детей, подростков, молодежи, взрослого населения по актуальным проблемам развития личности; ...
Единицы
анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я - космонавт”, “Я - мама”, “Я - доктор”), а, что является самым главным, дей ...
Главные разделы