Условия формирования низкой самооценки

Другая психология » Самооценка » Условия формирования низкой самооценки

Страница 2

Поведение людей с высокой самооценкой противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних ха­рактерна как раз пассивность, неуверенность в себе, в правиль­ности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с легкостью и без внутренних колебаний выразить свое мнение.

Основываясь на изученном, можно сделать вывод, что основной предпо­сылкой формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании. Два дру­гих чрезвычайно важных фактора — это установка матери на внутреннее принятие ребенка и уровень ее собственной само­оценки. Как правило, более высокая самооценка формируется у первых детей в семье. Самооценка детей от второго брака в среднем ниже. Конфликты между родителями, так же как и затянувшиеся проблемные ситуации, связанные, например, с энурезом, тоже служат сигналом потенциально низкой само­оценки. Существенным фактором, влияющим на формирова­ние самооценки, являются особенности присущего ребенку субъективного восприятия. Данных, подтверждающих важность социальных, классовых или религиозных норм для снижения или повышения самооценки, получено не было.

Безусловная готовность принимать ребенка таким, какой он есть, должна сопровождаться благожелательным, но не чрез­мерно снисходительным отношением к нему. Важно, чтобы дис­циплина была основана на принципах справедливости и на яс­ных и достижимых стандартах поведения, соответствующих возможностям ребенка, и не менее важно, чтобы все это было понятно самому ребенку. Ему должна быть доступна та систе­ма ценностей, приняв которую он получил бы надежные ориен­тиры, позволяющие квалифицировать свои действия как успеш­ные или неуспешные. Характерно, что в семьях с устойчивой структурой у детей более высокий уровень успеш­ности. Если поведение ребенка регулируется знанием общих принципов, а не разрозненными указаниями родителей, у него возникает уверенность в себе и в своих действиях, необходимая для формирования положительной самооценки.

Строгий внешний контроль способствует форми­рованию у ребенка способности к внутреннему самоконтролю. Когда ребенок усваивает от родителей нормы правильного по­ведения, он получает ориентир, помогающий повысить уровень успешности взаимодействия с родителями и снизить уровень тревожности, обусловленной ожиданием реакции родителей на его поведение. Благодаря этому социальное окружение ребен­ка приобретает в его глазах черты упорядоченности. Он знает, чего можно ожидать от окружающих, у него развивается уве­ренность в том, что он может так или иначе регулировать раз­личные ситуации, связанные со своими социальными контакта­ми. Соответственно низкая самооценка возникает вследствие того, что социальное подкрепление поведения ребенка носит размытый и непоследовательный характер.

Во-вторых, ясно очерченные требования и правила поведе­ния способствуют более четкому формированию у ребенка об­раза Я. Он вынужден признать существование сил, внешних по отношению к нему, то есть мотивов и побуждений других лю­дей. Тем самым он получает возможность еще на ранних эта­пах развития научиться различать желания и реальность, отчет­ливо воспринимать различия между собой и другими лицами.

В-третьих, требования родителей ребенок рассматривает как доказательство родительской заботы о его благополучии. По­этому сказать ребенку: "Делай что хочешь, только не приставай ко мне'', означает дать ему понять, что он не стоит того, чтобы о нем заботились.

Страницы: 1 2 

Другие материалы:

Характеристика объекта исследования
В нашем исследовании мы рассматриваем пятый класс общеобразовательной школы 52 г. Екатеринбурга. В классе учатся 27 человек, из них 13 девочек и 14 мальчиков возрастом 11-12 лет. Охарактеризуем каждого из них по отдельности. Первая учени ...

Особенности периода ранней взрослости
Раннюю взрослость принято называть “молодостью” (18-25 лет). Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития – замедлением роста. По данным Б. Г. Ананьева, пик психофизиологических, психических и интеллектуаль ...

Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонс ...