Эмоциональная устойчивость у учащихся профессиональных лицеев

Другая психология » Самоопределение школьников и студентов » Эмоциональная устойчивость у учащихся профессиональных лицеев

Страница 1

Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Повышение динамизма развития производственной жизни нашей страны, непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой и других видов деятельности, ломка (размывание) устоявшихся стереотипов поведения, повышенный запрос к своевременности и эффективности принятия человеком решений, к быстроте и точности его действий и операций, а также увеличение чрезвычайных ситуаций (носящих природный характер) приводят к возникновению у людей разных возрастов и профессий стрессовых ситуаций. Такие состояния чрезмерного и длительного психологического напряжения возникают у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психических заболеваний.

Особенно актуальной проблема формирования эмоциональной устойчивости является в юношеском возрасте, так как этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы, и все проявления чувств достигают пика своего развития. Наиболее остро данная проблема стоит в сфере профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования учащиеся находятся в особых стрессогенных условиях. Ведь основной контингент профессиональных лицеев – это дети из неблагополучных семей с тяжелым материальным положением, дети-сироты, трудные подростки неуспевающие в школе.

Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Начального профессионального образования Профессиональный лицей №24. В исследовании принимали участие учащиеся 1 курса специальности «Тракторист-машинист» количестве 34 человек.

При анализе полученных результатов мы выявили, что у 63% учащихся наблюдается высокий уровень по шкале нейротизма, как видно на рисунке 1. Это говорит о наличии вегетативных расстройств нервной системы, эмоциональной неустойчивости, тревоги, низкой самооценки.

53% учащихся имеют низкие показатели по шкале силы воли, что указывает на повышенную импульсивность, неустойчивость намерений, неуверенность в себе. Это проявляется в том, что человек не может отказаться от ранее усвоенных неприемлемых способов поведения.

У 61% учащихся был выявлен низкий уровень самообладания, что проявляется в доминировании на поведенческом уровне спонтанности, импульсивности в сочетании с обидчивостью и неумением владеть собой в различных ситуациях. Ценность самообладания в его расслабляющем воздействии. Каждая необычная эмоция или напряжение, возникающие в субъективном мире человека, разрушают самообладание. Когда оно разрушено, объективные и субъективные процессы, протекающие в организме, претерпевают пагубное влияние.

57% учащихся имеют низкий уровень развития настойчивости, что свидетельствует о наличии повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности поведения. Настойчивость — личностное качество, характеризующееся способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи.

Эмоциональная устойчивость является показателем, очень тесно связанным с таким свойством личности как тревожность. Высокий уровень тревожности был выявлен у 53% учащихся, что говорит о возникновении страхов и опасений, которые часто являются неоправданными. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.

У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

57% учащихся обладают ярко выраженной склонностью демонстрировать эмоциональную возбудимость, что проявляется в неумении контролировать себя и свое поведение в нестандартных ситуациях. Они бурно реагируют на самые незначительные события/ Настроение у них часто и резко меняется.

Субъектность является основой успешности профессионального становления, а в связи с развитием рыночных отношений, повышаются требования к успешной профессиональной деятельности и социальной активности. Поэтому проблема субъектности особенно актуальна в профессиональном обучении, т.к. от проявления субъектной позиции в выборе профессии и активности в выбранной деятельности зависит качество организации учебного процесса и будущая профессиональная реализация студента.

В зависимости от того, как включен в учебный процесс студент – как объект обучения или как субъект – должно зависеть как содержание, так и организация учебного процесса. Повышение качества профессионального образования возможно обеспечить только в том случае, если дифференцированно подходить к этому процессу, по-разному организуя его в случае, если студент сам занимает активную, субъектную позицию в своем обучении или позицию объекта этого процесса, реагируя лишь на внешние воздействия и требования. В связи с этим возникает проблема диагностики проявления субъектности студента, критериев, определяющих данный феномен.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Определение понятия «потребности»; классификация потребностей
Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов, как личн ...

Моногамная семья: кризис или эволюция
Не могут не вызвать удивление панические разговоры отечественных демографов и социологов по поводу кризиса семьи. Чем же подпитывается такой пессимизм? Как правило, на протяжении последнего столетия ссылаются на одни и те же факторы: увел ...

Связь между биографией Эрика Эриксона и его теоретическими воззрениями
Эрик Хомбургер Эриксон родился во Франкфурте (Германия) в 1902 году и умер в Харвиче (Массачусетс, США) в 1994 году. Молодым человеком он изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 году он был приглашен другом де ...