Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации

Другая психология » Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире » Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации

Страница 2

Однако такая точка зрения была присуща только для самого радикального бихевиоризма. В дальнейшем появились признаки "размывания" радикализма, все сильнее звучали голоса в пользу внутренних детерминант поведения.

Для когнитивных (от латин. – мыслю) теорий мотивации (Дж. Аткинсон, Г. Келли, Д. Маккелланд и др.) общей особенностью было утверждение, что поведение человека "направляют знания, представления, мысли о том, что происходит во внешнем мире, о причинах и последствиях" [10, 145]. Причем, знания не являются простой совокупностью сведений: представления людей о мире программируют, проектируют будущее поведение. Поступки людей и их качество зависят не только от фиксированных потребностей, глубинных стремлений, но и от представлений о реальности, которые относительно изменяются [4,47].

Во второй половине прошлого столетия (после второй мировой войны) у людей обострилась потребность в стабильности и гармонии мира. Поэтому является закономерным, что в психологии появился ряд теорий, которые основой поведения объявили стремление человека к непротиворечию и гармонии. Примером таких концепций является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория баланса Ф. Хайдера.

Под когнитивным диссонансом Л. Фестингер понимал противоречия между двумя и больше когнициями (знаниями), пережитыми личностью как состояние дискомфорта, от которого она стремиться избавиться, обновить когнитивную гармонию [1, 49]. Именно это стремление является мощным мотивирующим фактором поведения и отношения человека к миру. Когнитивный диссонанс требует уменьшения напряжения и приводит к изменению поведения.

Теория баланса принадлежит Ф. Хайдеру, который при ее создании исходил из такого принципа: социальная ситуация может быть признана как совокупность элементов (людей, объектов) и связей между ними. Некоторые соединения элементов могут быть стойкими, т.е. сбалансированными, а другие – несбалансированными, и могут вызывать у людей чувство дискомфорта, напряжения, стремления сбалансировать ситуацию. Таким образом, одним из источников поведения человека, является потребность в гармонических отношениях.

Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце XIX века в связи с появлением теории З. Фрейда о неосознанной и сильной внутренней потребности человека. Этот ученый стал основателем психоаналитической теории, одним из основных положений которой является утверждение, что любое поведение человека (хотя бы частично) обусловлено неосознанными импульсами, а основой мотивации поведения является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические потребности организма, которые обеспечивают его энергией, являющихся источниками активности Индивид стремиться снизить напряжение до минимального уровня [2,36]. Согласно З. Фрейду, мотивация "представляет собой не биоэнергетику, а психоэнергетику, это ее динамическая характеристика, которая отражает психическую причину поведения" [4,48], что является важным моментом мотивационной концепции поведения.

Последователи З. Фрейда во многом отошли от позиций своего учителя, однако в каждой последующей теории сохранялся некоторый существенный элемент тождественности с фрейдизмом: либо базовые инстинктоподобные переживания, либо бессознательное, но чаще всего – взгляд на источники мотивации как на борьбу противоположных, непримиримых начал (дуализм).

Теория личности К. Левина и его концепция мотивации, по общетеоретическим подходам, может быть отнесена к гештальтпсихологии (от нем. форма, структура). Курт Левин, разделяя взгляды гештальттеории, пошел дальше своих современников в теоретическом анализе и эмпирических исследованиях. Он занимался не познавательными процессами, а регулятивными: мотивацией, целеполаганием, контролем поведения, что позволяет рассматривать его теорию как оригинальный и независимый подход.

Основным механизмом мотивации, по мнению К. Левина "является уравновешивание локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системы", для обозначения которой он использует как метафору понятие "поля" [3, 13]. Напряжение в определенной зоне этого поля и является потребностью. Потребности, согласно К. Левину, бывают базовые и квазипотребности (намерения и цели), что является прерогативой человека, т.е. он подчеркивал наличие у людей социальных стремлений.

Еще одно важное положение теории К. Левина – понятие в отношении основных детерминант человеческого поведения. Он считал, что поведение – это функция двух переменных: личности и окружения. Такой подход к исследованию проблемы мотивации человека был новаторским не только для современников ученого, но и для нашего времени. Б.В. Зейгарник писала, что он "выявил постоянную связь поведения человека с теми потребностями и мотивами, которые его понуждают; он показал, что человек всегда существует в определенной "актуальной ситуации", в каком-то "силовом психологическом поле", где каждая вещь существует не сама по себе, а в ее отношении к человеку, а точнее к его потребностям и стремлениям" [3,23]. Теория Курта Левина заложила основы многочисленных современных мотивационных теорий.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Половая идентификация
Половая роль представляет собой набор предписаний и ожиданий, который предъявляет общество к индивиду в соответствии с его половой принадлежностью. Отношение индивида к собственной половой принадлежности и к атрибутам соответствующей роли ...

Концепция редукции творчества к интеллекту
Айзенк (1995), опираясь на значимые корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Было проведено сравнение возрастных показателей приобрете ...

Определение эффективности занятий
Проведенный со школьниками с нарушением интеллекта формирующий этап показал, что самостоятельность проявляется во взаимодействии с педагогом и другими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждении создавались ситуации требу ...