Формирование самосознания

Страница 9

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который заблудился в лесу и был спасен крестьянином-дровосеком, ребенок пяти лет говорит. "Дядя хороший, он мальчика нашел, а лес плохой, он его заблудил". Прослушав ряд русских сказок об Иванушке-дурачке, шестилетний мальчик спросил: "Мамочка, дураки хорошие или плохие?"

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как "хорошему" и первичной идентификации со своим полом у ребенка появляется стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивная сторона стремления быть признанным - пробуждающееся нравственное чувство, или совесть

. Совесть выражается в житейских отношениях между людьми словом "должен". Чувство долженствования как высшее достижение духовной культуры человечества через воспитание становится достижением конкретной личности. Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные привычки поведения, которые он усваивает в процессе общения с окружающими людьми, эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с другими людьми.

На протяжении дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с которой дети начинают выполнять правила поведения. Дети младшего и среднего дошкольного возраста привыкают выполнять правила и обнаруживают иногда даже чрезмерную "любовь к порядку", не соглашаясь с малейшим его нарушением. К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В этот период дети не только сами начинают подчиняться правилам, но и следят за их выполнением другими детьми.

Большое значение в усвоении образцов поведения и правил поведения имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.

Любовь другого и любовь к другому человеку для ребенка выступает как первейшая, острейшая потребность. Особое место занимает любовь ребенка к родителям. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия. Ребенок нуждается в непосредственных проявлениях любви со стороны матери и старается всеми способами привлечь ее внимание. С отцом эмоциональные взаимоотношения, как правило, сложнее, но нередко и глубже, а главное - они не менее (а иногда и более) значимы. Это почти всегда сравнительные, оценочные отношения.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другие материалы:

Человек - ячейка общества
В нормальных условиях человек живет, думает, действует и принимает решения самостоятельно, не обращая особого внимания на планы и потребности общества, вечно навязывающего свои взгляды. В этом случае человек стремится поступать, как индив ...

Разработка рекомендаций по ресоциализации подростков воспитывающихся в условиях воспитательной колонии
Основным условием результативности процесса ресоциализации подростков с отклонениями поведением является наличие определенной педагогической системы. По определению Т.А.Ильиной, система - это выделенное на основе определенных признаков уп ...

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения
Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Вопросами ...