Развитие эмоций в раннем детстве

Развитие положительных эмоций у дошкольников » Развитие эмоций в раннем детстве

Страница 3

Отдельные признаки свидетельствуют о становлении процесса общения, когда налицо все четыре признака, общение считается сложившимся. В течение 4-5 недель младенец, уже научившийся выделять взрослого взглядом и отвечать на его обращения улыбкой, быстро овладевает разнообразными средствами контакта, более точно и четко воспринимает воздействия взрослого: уверенно отыскивает его глазами, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на все большем расстоянии. С третьего месяца жизни малыш начинает воздействовать на людей, побуждая их к контактам. Главное средство для такого воздействия – комплекс оживления. Это совокупность экспрессивно-мимических проявлений: улыбка с радостным взором, движения ручками и ножками, разнообразные звуки, позже смех. Отражающаяся в комплексе оживления радость – это то своеобразное содержание, которое ребенок передает взрослому в процессе общения. В первом полугодии жизни ребенку особенно необходимо внимание и доброжелательность взрослого. У младенца складывается иное отношение ко взрослому, чем было на этапе новорожденности: взрослый теперь выступает не только как источник удовлетворения потребностей и интересный объект впечатлений, но и как партнер по общению. Если на этом этапе взаимодействие со взрослым будет ограничиваться лишь удовлетворением органических нужд ребенка, то поведение младенца станет носить реактивный характер, сам малыш будет выглядеть вялым, апатичным, проводить время бодрствования, безучастно глядя в пространство перед собой, ничем не интересуясь. Психическое развитие ребенка, испытывающего дефицит общения, задерживается и отклоняется от нормы. Особенно это сказывается на развитии познавательной активности младенца: общаясь со взрослым, малыш, с одной стороны, получает все необходимые условия для развития познавательных действий – зрительных, слуховых, мануальных (действий руками), а с другой стороны, у него повышается общий эмоциональный тонус, что способствует активизации всех психических процессов. Таким образом, в рамках общения младенца со взрослыми создаются наиболее благоприятные условия для развития всех видов деятельности и сторон психики ребенка, поэтому в первом полугодии жизни эмоциональное общение является ведущей деятельностью. В процессе общения ребенок осваивает сферу человеческих взаимоотношений. Эпизоды общения не проходят бесследно, они откладываются в опыте ребенка в виде установок, ожиданий определенного отношения и действий со стороны взрослого, в общении рождается привязанность малыша к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и доброжелательности. Если в первом полугодии общение ребенка и взрослого строится на обмене положительными эмоциями, у младенца складывается доброжелательное, открытое отношение ко всем взрослым. Но ребенок все же выделяет мать как наиболее значимую и предпочитаемую фигуру. К трем месяцам узнавание матери четко проявляется в более интенсивном выражении радости ребенка при ее появлении по сравнению с посторонними людьми. Вообще младенцы первого полугодия жизни лучше запоминают и узнают тех взрослых, которые вступают с ними в эмоциональное общение, чем тех, которые просто ухаживают за ребенком или часто находятся в поле его зрения. Появление привязанности к матери (или другому близкому взрослому) – одно из важнейших психологических новообразований данного возраста. Его научное название – аффективно-личностные связи. Аффективные – потому что в их основе лежат эмоциональные процессы, личностные – потому что они появляются не просто в результате любого взаимодействия взрослого и ребенка, а именно в общении. Без установления аффективно-личностных связей процесс воспитания сводится к дрессуре, искажается процесс личностного развития. Благодаря этим связям у ребенка появляется чувство уверенности в себе, закладывается активная позиция в отношении к окружающему миру и к себе самому. Эта активность ложится в фундамент развивающейся личности и в первом полугодии выступает как первое предличностное образование. К четырем-пяти месяцам у здорового, нормально развивающегося ребенка активность проявляется в открытом доброжелательном отношении к окружающим людям, в заинтересованном, инициативном отношении к предметному миру, в жизнерадостности, требовательности, уверенности и настойчивости в своих желаниях, свидетельствующих о положительном самоощущении.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Взаимодействие тревожности и самооценки в подростковом возрасте
Проблема взаимосвязи тревожности и самооценки является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Изучение уровня связи этих явлений поможет объяснить поведение подростков, которые не задумываясь о свой безопасности, п ...

Концепция редукции творчества к интеллекту
Айзенк (1995), опираясь на значимые корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Было проведено сравнение возрастных показателей приобрете ...

Физиологические значение сновидений
Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны. Сновидение с момента возникновения человеческой к ...