Способы конструктивного разрешения конфликтов по вертикали

Другая психология » Роль руководителя в управлении конфликтами » Способы конструктивного разрешения конфликтов по вертикали

Если конфликт по вертикали не удалось предотвратить и урегулировать возникшие противоречия мирными, неконфликтными способами, то при разрешении конфликта также можно использовать конструктивные способы. Существует множество способов конструктивного разрешения возникшего конфликта. [2), стр.155]

1. Заинтересовать, убедитьподчинённого в необходимости согласиться и принять тот вариант решения конфликта, который нужен руководителю. Создать у подчинённого соответствующую мотивацию;

2. Аргументация собственных требований

в конфликте, подкрепление требований правовой основой;

3. Умение слушать и слышать подчинённого

, умение понять его видение проблемы и её решения, ориентация на ту важную информацию, которую подчинённый может сообщить руководителю;

4. Внимание к проблемам подчинённого

, связанным с организацией и упорядочением его трудовой деятельности и рабочего пространства, рабочего места;

5. Развитие конфликта только в самом крайнем случае

;

6. Отказ, минимизация использования повышенного тона в разговоре

как аргумента;

7. Уважение личности и достоинства подчинённого

и соблюдение служебной дистанции;

8. Опора на свой должностной статус

, спокойствие, уравновешенность и уверенность как основные аргументы в том случае, если руководитель прав;

9. Использование поддержкивышестоящего руководства и общественности;

10. Нельзя злоупотреблять служебным положением

;

11. Нельзя затягивать конфликт с подчиненными

, так как, во-первых, это приводит к длительным потерям рабочего времени, во-вторых, формирует чувство обиды у оппонентов;

12. Умение пойти на компромисс;

13. Умение уступить подчинённому

, если руководитель не прав, чтобы не затягивать и не усугублять конфликта;

14. Умение неконфликтными, конструктивными способами разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации

способствует повышению авторитета руководителя в глазах подчинённых.

В условиях вертикали руководитель может оказаться в роли подчинённого своего вышестоящего начальства. В вертикальном конфликте участвуют как минимум двое – руководитель и подчинённый. Подчинённый так же может использовать в своём поведении различные тактики и приёмы, направленные на разрешение конфликта. Поведение подчинённого в конфликтной ситуации с целью её разрешения и достижения своих целей должно строиться на основе следующих правил:

- отказ от немедленного противодействия руководителю

, умение выдержать паузу и спокойно разобраться в случившемся;

- в случае своей правоты необходимо не уступать по главным пунктам

, но имеет смысл идти на компромисс в мелочах, а так же можно обращаться за помощью к другим сотрудникам или вышестоящему руководству;

- активная позиция в разрешении конфликта

, т.е. предложение не одного, а нескольких вариантов решения проблемы, так как это повышает вероятность нахождения решения, которое станет приемлемым для обеих сторон и в результате которого обе стороны смогут достигнуть своих целей и удовлетворить свои интересы;

- нельзя оскорблять оппонента

и использовать резкие выражения;

- использование слабых мест руководителя

;

- стремление к откровенному, прямому разговору с руководителем

;

- обоснование своей позиции подчинённым

в случае её правильности должно осуществляться в личном разговоре с руководителем

без присутствия других сотрудников и посторонних лиц;

- в случае, если подчинённый не прав, ему следует уступить руководителю

;

- изучение и учёт индивидуальных психологических особенностей руководителя;

- предложенное подчинённым решение не должно кардинально отличаться

от того решения, на котором настаивает руководитель;

- на низких нравственных качествах разрешение конфликта мирными, конструктивными способами будет значительно затруднено.

Пользуясь этими приёмами руководитель может грамотно регулировать и разрешать назревающие конфликтные ситуации без нанесения ущерба своему авторитету и не нарушая психологический климат в рабочем коллективе. Несомненно, большое значение в управлении конфликтами имеет личность руководителя, его порядочность и культура общения.

Другие материалы:

Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского школьника в младшем школьном возрасте
Проблема семьи и семейных отношений были актуальны всегда. Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены, однако оказывают существенное влияние на семейную атмосферу. ...

Классификация памяти
В настоящее время в психологии существует следующая классификация памяти: 1. По ведущему анализатору выделяют: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую; 2. По характеру психической активности, преобладающей в деятельно ...

Влияние членов семьи на становление самооценки.
Самооценка связана с размера­ми семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших­ся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь ...