Если конфликт по вертикали не удалось предотвратить и урегулировать возникшие противоречия мирными, неконфликтными способами, то при разрешении конфликта также можно использовать конструктивные способы. Существует множество способов конструктивного разрешения возникшего конфликта. [2), стр.155]
1. Заинтересовать, убедитьподчинённого в необходимости согласиться и принять тот вариант решения конфликта, который нужен руководителю. Создать у подчинённого соответствующую мотивацию;
2. Аргументация собственных требований
в конфликте, подкрепление требований правовой основой;
3. Умение слушать и слышать подчинённого
, умение понять его видение проблемы и её решения, ориентация на ту важную информацию, которую подчинённый может сообщить руководителю;
4. Внимание к проблемам подчинённого
, связанным с организацией и упорядочением его трудовой деятельности и рабочего пространства, рабочего места;
5. Развитие конфликта только в самом крайнем случае
;
6. Отказ, минимизация использования повышенного тона в разговоре
как аргумента;
7. Уважение личности и достоинства подчинённого
и соблюдение служебной дистанции;
8. Опора на свой должностной статус
, спокойствие, уравновешенность и уверенность как основные аргументы в том случае, если руководитель прав;
9. Использование поддержкивышестоящего руководства и общественности;
10. Нельзя злоупотреблять служебным положением
;
11. Нельзя затягивать конфликт с подчиненными
, так как, во-первых, это приводит к длительным потерям рабочего времени, во-вторых, формирует чувство обиды у оппонентов;
12. Умение пойти на компромисс;
13. Умение уступить подчинённому
, если руководитель не прав, чтобы не затягивать и не усугублять конфликта;
14. Умение неконфликтными, конструктивными способами разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации
способствует повышению авторитета руководителя в глазах подчинённых.
В условиях вертикали руководитель может оказаться в роли подчинённого своего вышестоящего начальства. В вертикальном конфликте участвуют как минимум двое – руководитель и подчинённый. Подчинённый так же может использовать в своём поведении различные тактики и приёмы, направленные на разрешение конфликта. Поведение подчинённого в конфликтной ситуации с целью её разрешения и достижения своих целей должно строиться на основе следующих правил:
- отказ от немедленного противодействия руководителю
, умение выдержать паузу и спокойно разобраться в случившемся;
- в случае своей правоты необходимо не уступать по главным пунктам
, но имеет смысл идти на компромисс в мелочах, а так же можно обращаться за помощью к другим сотрудникам или вышестоящему руководству;
- активная позиция в разрешении конфликта
, т.е. предложение не одного, а нескольких вариантов решения проблемы, так как это повышает вероятность нахождения решения, которое станет приемлемым для обеих сторон и в результате которого обе стороны смогут достигнуть своих целей и удовлетворить свои интересы;
- нельзя оскорблять оппонента
и использовать резкие выражения;
- использование слабых мест руководителя
;
- стремление к откровенному, прямому разговору с руководителем
;
- обоснование своей позиции подчинённым
в случае её правильности должно осуществляться в личном разговоре с руководителем
без присутствия других сотрудников и посторонних лиц;
- в случае, если подчинённый не прав, ему следует уступить руководителю
;
- изучение и учёт индивидуальных психологических особенностей руководителя;
- предложенное подчинённым решение не должно кардинально отличаться
от того решения, на котором настаивает руководитель;
- на низких нравственных качествах разрешение конфликта мирными, конструктивными способами будет значительно затруднено.
Пользуясь этими приёмами руководитель может грамотно регулировать и разрешать назревающие конфликтные ситуации без нанесения ущерба своему авторитету и не нарушая психологический климат в рабочем коллективе. Несомненно, большое значение в управлении конфликтами имеет личность руководителя, его порядочность и культура общения.
Другие материалы:
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной
адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы
Профессиональная адаптация в социально-культурной сфере является одной из наиболее значимых составляющих социальной адаптации. Вместе с этим она представляет собой процесс вхождения личности в профессию, процесс привыкания к профессиональ ...
Условия формирования низкой самооценки
Низкая самооценка тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстраиваться к другим лю ...
Специфика использования эксперимента в детской психологии
В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. В особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса ...
Главные разделы