В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в карте индивидуального психологического развития ребенка.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В старшем же дошкольном возрасте (4 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Шестилетние дети даже в обычных условиях могут самостоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, в частности тот факт, что при произведении по памяти ребёнок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Анализ приёмов, которыми пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе. Однако для опосредованного запоминания требуется не только сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определённым образом его структурировать.
На основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаем следующую рабочую гипотезу для проведения исследования: образная память у дошкольников является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и сформированности у ребенка приемов запоминания.
Цели и задачи исследования
Объект
исследования: память.
Предмет
исследования: память
детей дошкольного возраста
Цель исследования:
Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.
2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала у детей шестилетнего возраста.
3. Раскрытие индивидуальных особенностей памяти у детей дошкольников.
Методика проведения исследования развития памяти
Собственно исследование состояло из двух частей.
- Определение уровня развития образной памяти у дошкольников.
- Индивидуальное тестирование
для оценки воспроизведения детьми геометрических фигур и изображения предметов.
Исследования проводились: МДОУ «Детский сад N 46» г. Тольятти. Подготовительная группа. В эксперименте принимало участие 20 детей от 4 до 6 лет. Описание методического материала и хода исследования приведено в Приложении.
Другие материалы:
Эмоциональная устойчивость у учащихся профессиональных лицеев
Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Повышение динамизма развития производственной жизни нашей страны, непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудов ...
Драматизация сказок дошкольниками
Завершающим этапом работы со сказкой является из драматизация. При этом я рассматриваю драматизацию как один из видов театрализованной ( театрально- игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение ка ...
Причины и симптомы проявления синдрома выгорания
Синдром профессионального сгорания - довольно специфический процесс. Его запускающий механизм обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние это первично возникает в "душе" и ...
Главные разделы