Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни одна из рассмотренных линий поведения при разрешении конфликта не может быть выделена как самая лучшая. Надо научиться эффективно использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Конфликт и агрессивное поведение личности.
Так как в большинстве случаев конфликт обусловливается агрессивностью поведения оппонента (ибо инцидент является порождением агрессии), данное психическое состояние личности следует рассмотреть отдельно.
Агрессивность — психическое состояние личности, обусловленное ее реакцией на фрустрацию потребностей и конфликтную ситуацию, выражающееся в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им морального и физического ущерба, а также страданий.
Психологической науке известны следующие виды агрессивных реакций:
• физическая (нападение, причинение физического ущерба);
• косвенная (злобные шутки, сплетни, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, истерике);
• склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
• негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);
• обида (зависть и ненависть к окружающим из-за действительных или вымышленных сведений);
• подозрительность в диапазоне от недоверия, осторожности до убеждения, что все люди приносят вред или планируют его;
• вербальная агрессия, то есть выражение негативных чувств как через форму словесных ответов (ссора, крик), так и через их содержание (угроза, проклятия, ругань).
Агрессивность обычно характерна для лиц с повышенным уровнем тревожности, испытывающих бессознательную неуверенность в своем социальном или биологическом статусе. В деятельности сотрудников ОВД агрессивность приобретает субъективный смысл защиты от враждебной им среды, которая может быть обусловлена наличием у объекта взаимодействия негативных эмоций, таких, как злоба, отчаяние, горе.
Для нейтрализации агрессивного состояния необходимо:
• предоставить возможность собеседнику высказаться до конца, что бы при этом он ни говорил;
• проявлять к собеседнику искреннее внимание и уважение, интересоваться его проблемами;
• на вопросы и реплики отвечать уверенно и спокойно, каким бы тоном они ни задавались;
• постараться перевести разговор с эмоционального уровня к взаимному обсуждению настоящей проблемы;
• искренне внушать собеседнику сознание его личной значимости.
Агрессия может выступать также одним из методов разрешения конфликта («клапан для выпуска пара»)
Сотруднику ОВД необходимо знать, что способ регулирования конфликта выбирается с учетом обстоятельств, в которых находятся он и его оппонент, и может быть изменен вследствие изменения данных обстоятельств.
Другие материалы:
Главные разделы