Особенности поведения делинквентных подростков и пути социальной работы с ними

Другая психология » Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы » Особенности поведения делинквентных подростков и пути социальной работы с ними

Страница 3

Девиантность, определяемая нами как социо-психолого-педагогическая проблема, требует комплексного подхода в рассмотрении вопроса его критериев, то есть признаков, указывающих на наличие девиантности в поведении подростков. В этом случае следует выделять несколько аспектов, имеющих уровневое значение:

социально-правовой (как проблемы для общества в широком смысле);

педагогический (как проблемы для педагога);

психологический (как проблемы для личности, то есть для себя общественного).

Нам представляется, что первый уровень, являющийся поверхностным, и потому более разработанным, не определяет всей глубины проблемы и поэтому не обозначается нами как единственный, а дополняется двумя другими. Необходимо учитывать, что каждые два уровня по отношению друг к другу образуют причинно-следственную зависимость. Более того, думается, что при таком подходе возможно смешение критериев и факторов. Но данная ситуация основана на убежденности в психолого-педагогических механизмах возникновения девиантности и при наличии психолого-педагогических критериев проявление социально-правового – это лишь дело времени (особенно если учитывать современную ситуацию в обществе и кризисные моменты подросткового возраста).

В то же время, такой подход позволяет нам видеть комплексно все уровни проблемы; четко осознавать, что девиантность требует комплексного решения и погружения на самые глубинные уровни. Это может стать основанием для более раннего ее диагностирования и, следовательно, более качественной профилактической работы в этом направлении.

Наличие выделенных выше критериев для личности означает, прежде всего, то, что она оказывается в дисгармоническом отношении с обществом, не может найти в нем свою нишу, наладить устойчивые положительные связи.

Таким образом, на передний план выходит проблема социализации - она либо прошла недостаточно качественно, либо вообще в противоположном нормативному направлении. При работе с подростками, «страдающими девиантным поведением», на это нужно делать особый упор. Нужно не корректировать поведение, а способствовать последующему вхождению его в общество полноправным членом, способным творить себя и окружающий мир.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Требования к квалификации социального работника
Учитывая специфику и функции социальной работы, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовленности специалистов по социальной работе. В соответствии с квалификационными т ...

Особенности младшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает ...

Психофизиологические особенности мужчин и женщин
Психоаналитическая теория основную роль в половой дифференциации приписывает биологическим факторам, признавая, что мужская и женская поведенческие модели существенно отличаются друг от друга. Мужчинам присущи активность, агрессивность, р ...