Групповая работа с лицами с ПТСР: методы, способствующие личностному росту

Другая психология » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Групповая работа с лицами с ПТСР: методы, способствующие личностному росту

Страница 2

1. Подготовка места проведения и определения времени проведения тренинга заранее;

2. Создание непринужденной и доверительной обстановки;

3. Довдение до участников норм поведения в тренинге;

4. Легкая разминка в начале тренинга;

5. Все военнослужащие должны быть обеспечены ролями».[66]

Приведем выдержки из протокола проведения тренингового коррекционного занятия, весьма ярко показывающего, что коррекция основывается на острых эмоциональных переживаниях участников, позволяющих достроить или перестроить модели общения, актуализировать социальные навыки, как бы «вычеркнутые» из жизни за ненадобностью.

В коррекционной группе использовалось упражнение «скверная компания», основанное на правилах взаимодействия в примитивной группе.[67]Участники группы получили, зафиксированные на табличках роли: Главарь, Авторитет, Приближенные, Подхалим, Шут, Марионетки, Недовольные и Забитые.[68](Приложение 4 «Варианты игровых ситуаций»).

По правилам Главаря, если он говорит, не может прерывать никто, Авторитет – всех, кроме Главаря, Приближенные – всех, кроме Главаря и Авторитета и т.д. Разыгрываемая тема: использование свободного времени.

«Главарь: Чтоб все были готовы пойти со мной! Идем пиво пить.

Марионетки: согласно кивают.

Шут: пиво, пиво . может по беленькой?

Подхалим (шуту): помолчи! Слова не давали.

Марионетки: согласно кивают.

Забитый 1: да я .

Недовольный 1: тебе бы вообще рот не открывать.

Забитый 1: не то, чтоб .

Марионетка 1: тебе что не ясно?!

Главарь: это кто там возится?!

Забитый 2: что вы к нему приста .

Недовольный: хватит правила нарушать, ничего путного все равно не скажешь.

Забитые пересаживаются поближе друг к другу.

Авторитет: ну, что вы друзья мои, каждый имеет право высказаться.

Марионетки: согласно кивают.

Забитый 2: вот и я говорю .

Недовольный 2: помалкивай! Не понял, что ли?

Забитые поворачиваются спинами к друг другу, как бы обороняясь с двух сторон, прикрывая друг другу спины.

Шут: ты смотри, что делается .мы им, значит враги.

Забитый 1: правильно понял! Может, пойдем выйдем?

Психолог: Стоп! Игра удалась. Вернемся к реальности. В ней между вами другие отношения. Верно? Какие у кого ощущения, чувства?»

Эта запись иллюстрирует тот факт, что эмоциональное напряжение в подобной жесткой иерархической лестнице, достигает пределов за считанные минуты. При обмене ролями участники становятся способны услышать и понять друг друга за счет развития рефлексии[69], эмпатии и получения обратной связи и нового опыта. Вырабатывается навык выхода из трудной социальной ситуации. Так или иначе, происходят изменения в «Я-образе» военнослужащего.

Еще одно направление, чрезвычайно эффективное в работе с военнослужащими – рациональная терапия. Это направление эффективно, видимо, потому что образ психолога, как человека, занимающегося внушением, обсуждением, взывающим к мысли человека во многом, совпадает с житейским представлением о специалисте этой профессии. Кроме того, военнослужащие, в основном, мужчины. Для мужчин характерна замкнутость в переживаниях, нежелание выносить свои чувства на люди. Поэтому рациональный уровень является наиболее приемлемым. Этот вид терапии требует от психолога большой настойчивости. Он является эффективным при алкоголизме, неврозе навязчивых состояний, девиантном поведении. (Приложение 5 «Методы немедицинской психотерапии»). От психолога требуется организовать в группе рациональное рассмотрение заявленной проблемы военнослужащего. Постараться сделать так, чтобы вся группа искала аргументы убедить его в чем-либо. Таким образом, облегчаются даже неврозоподобные состояния. У групповой коррекционной работы в армии большое будущее. В настоящий момент, когда повышается внимание к личности человека, армия приходит к пониманию, что психологию человека трудно переделать приказами, возникает перспективная возможность использовать групповые виды работ с различной направленностью для развития личности и преодоления ПТСР военнослужащих.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Определение понятия «переговоры»
В этом случае самым продуктивным средством речевого манипулирования являются переговоры. Словари определяют переговоры как процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон. Большей частью, переговоры представляют собой де ...

Взаимосвязь стиля руководства и индивидуально-психологических особенностей руководителей
Главное качество руководителя — способность к управлению – связано с тем, что без него, как говорил Конфуций в Древнем Китае, любая деятельность не просто неуспешна и опасна, но и просто-напросто ведет к всеобщему краху: «Одни работают ру ...

Сознание и бессознательное
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать, размышлять о своем прошлом и настоящем, разрабатывать планы и программы на будущее, иметь объективные и устойчивые знания о себе и о мире, делиться э ...