Психофизиологические особенности мужчин и женщин

Другая психология » Разница в выражении эмоций мужчин и женщин » Психофизиологические особенности мужчин и женщин

Страница 1

Психоаналитическая теория основную роль в половой дифференциации приписывает биологическим факторам, признавая, что мужская и женская поведенческие модели существенно отличаются друг от друга. Мужчинам присущи активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творчеству, рассудительность, женщинам - пассивность, зависимость, конформность, нерешительность, эмоциональность

, уравновешенность. Половые различия возникают и в развитии Суперэго. З.Фрейд полагал, что голос совести является мужским голосом, возникающим из отождествления с отцом. Организация Суперэго женщины ниже, чем у мужчины, из-за различной связи между комплексом кастрации, "Эдиповым комплексом" у мальчиков и девочек. Мальчики отождествляют себя с отцом, девочки это делают в редких случаях. Карен Хорни считает, что "Эдипов комплекс" у женщин вызывает регрессию к зависти пенису. Мальчики из-за страха кастрации отказываются от матери в качестве сексуального объекта, но как реакция на страх кастрации мужская роль в дальнейшем развитии усиливается и закрепляется. Девочки не только отказываются от отца как сексуального объекта, но и от женской роли как таковой.К.Хорни полагала, что зависть мужчинам, неудовлетворенность своей ролью проявляется у многих женщин. Это приводит к формированию "комплекса маскулинности", который помогает им справляться с чувством вины и тревоги. В дальнейшем она рассматривала и зависть, и неудовлетворенность как следствие преимущественного положения мужчин в современном обществе и влияние социального окружения. Представление о неполноценности женской роли, считал А.Адлер, может вызвать стремление к сверхмужским целям. Это перекликается с точкой зрения Джонса, согласно которой женщины часто развивают идею, что мужчины не одобряют женственность. Поэтому отождествление девочки с отцом при попытках избежать разлуки и отвержения часто приводит к включению мужских и умалению женских идеалов. Желание обесценить женщину, по мнению К.Хорни, возникает у мужчины вследствие того, что он испытывает бессознательную зависть к ней из-за своей относительно малой роли в прокреации. У К.Хорни сложилось впечатление о том, что мужчины имеют сильнейшую зависть к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью. В этом рационализированном виде проявляется бессознательная мужская тенденция к обесцениванию женщины [4]. Но его зависть к женщине - одна из основных движущих сил в формировании культурных ценностей. Невероятную силу импульса мужчины к творчеству в любой области, по мнению К.Хорни, можно объяснить ощущением им относительной незначительности собственной роли в сотворении живого существа.В психодинамическом направлении существуют разные точки зрения на начальную стадию половой идентификации. Признается в качестве изначальной как мужская ориентация для детей обоего пола (фаллоцентрическая концепция), так и женская (гиноцентрическая концепция).Сторонники "новой психологии" вслед за С.Бем утверждают, что человек, обладающий только традиционно типичными для того или иного пола чертами, обречен на неуспех в реальной жизни. Андрогиния, предполагающая сочетание мужских и женских психологических качеств в одном индивиде, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогенный тип оказался не только самым успешным, но и самым распространенным. Согласно теории социальных ожиданий, поведение человека определяется не только биологическим (хромосомным, гормональным), врожденным полом, но во многом и полом психологическим, социальным, который усваивается прижизненно под влиянием поло-ролевых и социальных ожиданий.Теория социального научения при рассмотрении формирования психического пола и поло-ролевых стереотипов исходит из принципа обусловливания, т.е. подражания ребенка моделям поведения родителей и подкрепления ими его соответствующего поведения. Теория когнитивного развития (Л.Колберг) главным в половой социализации признает познавательную информацию, которую ребенок получает от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности.Большое влияние на поло-ролевое поведение оказывают и воспитательные цели общества. В США цели воспитания носят явно маскулинный характер, так как поощряется независимость и самостоятельность, что ведет к формированию у женщины таких традиционно мужских качеств, как конкурентность, сверхактивность, доминирование. В СССР поощрялись явно фемининные качества: ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции. На маскулинные и фемининные ориентации оказывает влияние вид профессиональной деятельности. "Мужская работа" (служба в армии, полиции и т.п.) усиливает маскулинную ориентацию женщин, как и работа вообще, "женская работа" способствует фемининной ориентации мужчин.Отмеченные ориентации находятся и под воздействием воспитания в семье. На формирование психологического пола ребенка оказывают влияние братья и сестры, порядок его рождения: старшие дети в семье чаще становятся лидерами, и у сверстников, у старших дочерей может проявляться агрессивность, враждебность, стремление к контролю. Психологический пол испытывает зависимость и от индивидуальных особенностей личности, характера, темперамента, способностей, развития эмоционально-волевой сферы, функциональной асимметрии мозга, интеллекта.Таким образом, содержание мужской и женской парадигмы пола имеет не только биологическую, но и психологическую обусловленность.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Особенности самооценивания в подростковом возрасте
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношен ...

Методический инструментарий разрешения конфликта классным руководителем
Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Вслед за Э.Ш.Натанзон можно выделить три класса приемов педагогического воздействия; 1) созидающие (способствуют развитию новых ...

Содержание работы руководителя и эффективный стиль руководства
Содержание работы руководителя Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью фирмы и управление людьми (персоналом). Руководитель должен иметь: широкое общее представление о положении дел за пределами с ...