Особенности младшего дошкольного возраста

Страница 2

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния ок­ружающих взрослых, от воспитания и обучения.

В современной жизни очень многие женщины, родив ребенка, в скором времени выходят на работу. Все чаще в доме появляется новое лицо – няня, однако подавляющее большинство малышей, чьи мамы заняты на работе, ходят в детский сад. Однако обстановка в детском саду и семье различается, поэтому, поскольку наше эмпирическое исследование проводится в дошкольном учреждении, целесообразно будет рассмотреть особенности воспитания детей в дошкольном учреждении [9; 91].

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддержи­вается правильной организацией жизни. Педагогика раннего детства, основы которой были разрабо­таны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы в младшем дошкольном возрасте в детском саду входят следующие разделы:

1) соблюдение установленного для детей раннего возраста ре­жима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз­ных видов деятельности;

2) правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

3) проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, раз­влечений;

4) создание условий для активной и разнообразной самостоя­тельной деятельности детей [1].

Успешное осуществление задач воспитательной работы зави­сит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умствен­ное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержа­ние, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста. Они определяются возрастными особенностями малышей.

Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее интенсивен, чем на первом. Поэтому программа воспитания в детском саду предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каж­дые 3 месяца), а по полугодиям [4; 32].

Группа второго года жизни комплектуется детьми в возрасте от 1 года до 2 лет. При этом если в группе 18 малышей, то де­тей первого полугодия должно быть примерно 6, второго — 12.

Комплектование группы детьми первого и второго полугодия позволяет разделить ее на две подгруппы: во время бодрство­вания одной другая подгруппа слит. Это дает возможность боль­ше внимания уделить детям, которые еще очень нуждаются в по­мощи взрослых.

Все режимные процессы должны проводиться с учетом прин­ципа постепенности. Это значит, что воспитатель или няня вклю­чает в процесс столько детей, сколько одновременно могут об­служить, а каждый ребенок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуется ему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть.

В условиях детского учреждения нельзя обес­печить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказать­ся, что дети более активные, часто по своей инициативе обраща­ющиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организо­ванные занятия, которые являются экономной (объединено не­сколько детей) и эффективной формой обучения.

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5— 6 человек); во втором — занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда усло­вий. Вся возрастная подгруппа детей (6—12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организа­ции (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей осно­ваны на подражании (музыкальные), а также если ведущая деятельность — зрительное восприятие (инсценировки с игруш­ками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруп­пы (3—6 детей).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

История возникновения службы телефонной помощи населению
История становления телефонной службы психологической помощи населению ведется с начала века. Первоначально службы телефонной помощи организовывались как центры по предупреждению суицидов. Впервые объявили свои служебные телефонные номера ...

Теория игры К. Грооса
Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирождённым особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к д ...

Психология и социология
Изучение взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической деятельности человека ...