Сюжетно-ролевая игра

Страница 3

Таким образом, воображаемая ситуация. Преобразуя предметную деятельность ребенка, «оформляет» ее в «игру». Сюжетно-ролевой эта игра становится тогда, когда в ней появляются «открытые» сюжет и роль. На наш взгляд правомерность такого понимания подтверждается, в частности, мнением А. Н. Леонтьева, который классифицировал воображаемую ситуацию как результативный момент, а воспроизведение действий, или игровую роль, как конституирующий момент игры. В большинстве исследований сюжет характеризуется как содержание развернутой формы сюжетно-ролевой игры. «Сюжет – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжет игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка». (Д. В. Эльконин)

Таким образом, сюжет представляет собой воссоздание в игре логики событий реальной жизни. А поскольку конкретная действительность разнообразна, соответственно и сюжет игры чрезвычайно многообразны и изменчивы. Выбор сюжета, его содержание, прежде всего зависит от преобладающего мотива деятельности.

Наличие сюжета еще не характеризует игру полностью. Другим ведущим компонентом сюжетно-ролевой игры является роль. Роль, в наиболее общем определении — игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации. Понятие и выполнение роли рассматривается как основной мотив возникновения игры. С этой точки, роль — смысловой центр игры, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия. Роль возникает на первых этапах развития игры с помощью взрослого, представляющего ребенку сюжетные игрушки, с которыми он может выполнять усвоенные ранее схемы человеческих действий, причем принятие роли становится возможным при эмоциональном отношении ребенка к обыгрыванию игрушки. Роль это не конкретное лицо, взятое из жизни, и не осознанно собирает образ роли из многочисленных наблюдений, перерабатывая и дополняя их. [25, 196]

Развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.

Таким образом, характеризуя сюжетно-ролевую игру с точки зрения ее внутреннего строения, можно сказать, что она представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ролевые игры – это всегда импровизация, черпающая материал социальной практики жизнедеятельности человека с привнесением трех элементов: фантастики, исторической правды и настоящей действительности. Объединяющим спонтанным моментом трех элементов является воображение.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Эмоциональное погружение детей в сказку.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И сказка- это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять ...

Выводы
Итак, можно сделать такие выводы: · Игра — своеобразное отражение жизни. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности. Наоборот, игра — средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. · В активной игр ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вн ...