Диагностика уровня развития памяти младших школьников

Страница 1

Для развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории на базе МОУ Синицинская СОШ был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 10 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап - первичная диагностика уровня развития памяти младших школьников.

2 этап – формирующий этап - реализация условий развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории.

3 этап – контрольный этап - повторная диагностика уровня развития памяти детей младшего школьного возраста, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня развития памяти использовались следующие критерии:

1.Быстрота - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

2.Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался ребенок, а также в припоминании содержания информации.

3.Длительность памяти - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.

4.Объем памяти– количество информации, удерживаемой в памяти.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития памяти у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень - быстрое заучивание с незначительным количеством ошибок (в среднем 0,6—0,7 ошибки). Для учащихся характерно стремление к активному поиску приемов, облегчающих запоминание, и использование их: 1) воспроизведение материала в том порядке, в каком он предъявлялся, 2) повторение, 3) припоминание, 4) пересказывание единиц материала, 5) проговаривание и т. п.

Средний уровень - простейшие мнемические приемы: повторение, проговаривание. Однако эти испытуемые не всегда стремятся к точности запоминания, не проявляют усилия воли, поэтому часто допускают ошибки.

Низкий уровень - с большим трудом запоминают бессвязный материал, у них не проявляется установка на запоминание. У большинства детей отсутствует поиск и применение способов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны к результату запоминания. У них очень медленно образуются связи и дефференцировка в материале, которые все равно являются непрочными. Поэтому сам процесс заучивания осуществляется медленно и с относительно большим количеством ошибок.

С целью определения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста мы использовали методики:

Методика «Классификация изображений предметов».

Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводится опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные. Режиссе ...

Против пьянства и вредных привычек
Критика оправдания пьянства и дурных привычек, оказывающих отрицательное воздействие минимум на близких и членов семьи. "Береги честь смолоду", - гласит одна из русских поговорок. Растущее пристрастие к выпивке и пьянству, особ ...

Причины и симптомы проявления синдрома выгорания
Синдром профессионального сгорания - довольно специфический процесс. Его запускающий механизм обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние это первично возникает в "душе" и ...