Развитие связной речи

Другая психология » Развитие речи у детей » Развитие связной речи

Страница 3

Развитие связной и точной речи падает по преимуществу на время обучения в средней школе. В подростковые годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится всё более богатой, многогранной, всё более литературной. Уже имевшиеся в распоряжении ребёнка слова приобретают всё более обобщенное, отвлеченное значение. Так же в речь включается ряд новых специальных терминов. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребёнка, учащегося в начальной школе, выступают её эмоционально-выразительные моменты, более частым становится употребление метафорических выражений. Структура письменной речи значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций.

Выразительность является важным качеством речи. Её развитие проходит длинный путь. Речь маленького ребёнка часто обладает яркой выразительностью. Нередко в ней преобладают итерации (усиливающиеся повторения), инверсии (нарушения обычного порядка слов), восклицательные обороты и т.д., - всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

У маленького ребёнка выразительные моменты не являются сознательно избираемыми и используемыми стилистическими средствами или приёмами для того, чтобы произвести определённое эмоциональное впечатление. В них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребёнка, поскольку у него ещё нет твёрдо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы её выражение.

В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее снижается. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, спадает, речь детей может стать крайне маловыразительной (если над развитием её выразительности специально не работать).

Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чём идёт речь, и оказать на другого человека эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры.

Сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из разных элементов: выбор слов (лексика), сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст), структура речи и порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы позволяют речи передать предметное содержание мысли, а так же выразить отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику.

Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Основные трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста. Зачастую так дело обстоит с ироническими оборотами речи. Экспериментальная работа, выполненная В.Е. Сыркиной, показала ряд различных ступеней в развитии понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берётся исключительно в его прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но ещё не улавливает правильного соотношения между ними. При дальнейшем продвижении ученик постепенно учится улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому более глубоко проникает в основную мысль художественного произведения.

Весь ход развития понимания эмоционального подтекста с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того, чтобы понять подтекст речи, надо его "сопережить". А чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного эксперимента вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных положений о единстве переживания и сознания.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы: