Основные проблемы психологии

Страница 2

Одно из центральных мест в советской психологии занимает проблема чувственного познания человеком внешнего мира, т. е. отражения его в форме ощущений, восприятий и представлений. Полученные в исследованиях данные в значительной мере освещают основные закономерности ощущений и восприятий, зависимость от раздражителя, характера деятельности человека, практики, в которую они включаются, от состояния организма и т. д. (работы С. В. Кравкова, К. X. Кекчсева, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева и др.). Данные исследований показывают ошибочность иероглифической, субъсктивно-идеалистической трактовки ощущений (И. Мюллер, Г. Гельмгольц) и утверждают диалектико-материалистическое их понимание как «субъективных образов объективного мира», являющихся единственным источником наших знаний о свойствах, качествах предметов и явлений реального мира. В данных П. выясняются неразрывная связь ощущений и восприятий, особенности последних как более сложных проявлений аналитико-синтетической деятельности мозга, как отражения объектов

в их целостности. Необходимым условием образования восприятий является взаимосвязь анализаторов, образование временных нервных связей на комплексные раздражители и отношения раздражителей, активизация следов прошлых впечатлений. Практическая деятельность человека и прежде всего его трудовая деятельность является основой развития восприятий и проверкой их правильности. Психология раскрывает общественную обусловленность чувственного отражения человеком действительности, подтверждая глубокую истинность положения о том, что «только благодаря (предметно) объективно развернутому богатству человеческой сущности получается богатство субъективной человеческой чувственности, получается музыкальное ухо, глаз, умеющий понимать красоту формы,— словом, отчасти впервые порождаются, отчасти развиваются человеческие, способные наслаждаться чувства, чувства, которые утверждаются как человеческие существенные силы» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф.). На процесс чувственного познания у человека существенное влияние оказывает речь, физиологической основой которой является вторая сигнальная система, действующая в единстве с первой и оказывающая на неё своё регулирующее влияние, в силу чего и первая сигнальная система у человека изменяется в процессе его общественного развития.

Проблема восприятия тесно связана с проблемой внимания, играющего важнейшую роль в ориентировке человека в окружающей действительности. В советской психологии вопросам внимания и его воспитания, в особенности в процессе учения, уделяется значительное место (Н. Ф. Добрынин и др.).

Возможности чувственного познания человеком действительности расширяются благодаря образованию представлений—образов предметов и явлений, в данный момент непосредственно не воздействующих на органы чувств. Они образуются путём активизации следов прошлых впечатлений, их

дальнейшего анализа и синтеза.

Широкий круг исследований проведён и ведётся в советской психологии по проблеме памяти. В результате этих исследований (А. А. Смирнов, Л. В. Занков и др.) новое освещение получили вопросы о природе памяти как запечатления, сохранения и воспроизведения отражения мозгом объективной действительности, о видах запоминания, условиях его продуктивности, о зависимости запоминания от деятельности, в которой оно осуществляется, о роли ассоциаций в памяти, о роли речи в формировании специфически человеческих способов запоминания и воспроизведения, об узнавании и воспоминании, о забывании и способах борьбы с ним, о путях развития и воспитания памяти. Запечатление, сохранение и воспроизведение отражения человеком объективной действительности создаёт предпосылки для воображения, являющегося своеобразным отражением объективной действительности в голове человека.

Проблема мышления и речи занимает видное место в психологических исследованиях. Психология изучает связь мышления, с чувственным отражением действительности, его специфическими особенности как обобщённого и опосредованного отражения предметов и явлений в их существенных связях и отношениях, диалектический переход от ощущения к мысли, роль слова и практические действия в этом процессе, формирование умственных действий, образование понятий, суждений и умозаключений. Предметом изучения этой области психологии являются также особенности речи, её виды, взаимосвязь понятия и слова, суждения и предложения, изменения мыслительной и речевой деятельности при нарушениях нормальной работы мозга. Психология разрабатывает эти вопросы, исходя из марксистско-ленинского учения об общественной сущности языка, его неразрывной связи с мышления и со всеми видами деятельности человека. Раскрывая единство чувственного и логического, образа слова в мыслительной деятельности человека, показывая, что «нормальное человеческое мышление, сопровождающееся чувством реальности, возможно только при неразрывном участии двух сигнальньых систем» (И. П. Павлов), психология разоблачает антинаучьность распространяемых в современной зарубежной литературе идеалистических концепций «чистого», связанного с языком мышления. В советской психологии успешно ведутся исследования развития мышления и речи у детей в процессе их обучения. Полученные данные показывают, как постепенно формируется логика мысли ребёнка, освещают пути воспитательного руководства этим процессом. Эти исследования и их результаты разбивают ложные концепции алогичности детского мышления. Значительное место в советской психологии занимает изучение различных сторон речи — её фонетических особенностей,

Страницы: 1 2 3 4

Другие материалы:

Рефлексия как психологический феномен
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: Кто я?, Какой я?, В чем смысл моего существования, моей жизни? Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека существует потребность в самопозна ...

Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности
Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущени ...

Теория планомерного формирования знаний, умений и умственных действий
Согласно этой теории предметное действие и выражающая его мысль составляют конечные, исходно различные, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризации, т ...