Современные технологии консультирования родителей в работе психолога

Другая психология » Современные технологии консультирования родителей в работе психолога

Страница 3

Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.

Следует отметить, что вся структура процесса консультирования – этапы и связанные с ними фазы коммуникации – находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.

В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния – реконваяесценцию, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в се конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуа­ции многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить и правильно построить процесс консультирования.

Третий этап.

(Этап принятия решения)

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь декларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности.

Консультант часто оказывается одним из немногих людей, которому родители могут открыться, и единственным, кто может повлиять в этот момент на их нереалистические фантазии. Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся в том, что родителям просто сообщается, что они ничего не сделали такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие комментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, что люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии проблемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.

Таким образом, первоначальная стратегия консультанта, приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, – это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консультацию.

Вмешательство консультанта в этот этап признания или вообще пропуск его в работе приводит к снижению эффективности последующих вмешательств. Часто так случается, что консультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактиктельности в различных учреждениях образования показала, что подобные методы и приемы коррекционной работы с родителями применимы к самым различным ситуациям консультирования родителей с детьми с различными видами отклоняющегося развития. При этом полнота использования данных подходов определяется лишь особенностями субъективного восприятия родителями своего ребенка.

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психолог-консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Консультант должен осознавать, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования, а психотерапевтический ориентированный процесс консультирования – предотвратить большое количество ненужных страданий людей. В то лее время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им тактики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конеч­ном итоге – и судьбы семьи.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Определение понятия “развитие”
Мы начнём с определения самого понятия “развитие”. В психологии этот термин подразумевает сложный процесс, определяемый рядом признаков, которые выделил Л.С. Выготский. Первый признак заключается в том, что при всяком изменении субстрат, ...

Характеристика воспитательных систем
Здесь мы приведем примеры противоречащих друг другу воспитательных систем внутри одной семьи. Дадим характеристику соответствия средств и методов воспитания его целям, типу семейных взаимоотношений, особенностям личности ребенка. Будущие ...

Проектирование пространственно-предметного компонента развивающей образовательной среды
Организации пространственно-предметного компонента образовательной среды уделялось внимание ещё в «Великой дидактике» Коменского. Причём, пространственно-предметная среда учебного заведения рассматривалась им, прежде всего, с точки зрения ...