Б.Ф.Скиннер: Научающие-бихивиоральное направление

Другая психология » Современные зарубежные теории личности » Б.Ф.Скиннер: Научающие-бихивиоральное направление

Страница 2

Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления - правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. В большинстве случаев социальное поведение человека подкрепляется только иногда. Скиннер доказывал, что фактически любой нейтральный стимул может стать подкрепляющим, если он ассоциируется с другими стимулами, ранее имевшими подкрепляющие свойства. Таким образом, феномен условного подкрепления в значительной степени увеличивает сферу возможного оперантного научения, особенно если это касается социального поведения человека.

С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля - это наказание и негативное подкрепление. Эти термины часто используются как синонимы для описания концептуальных свойств и поведенческих эффектов аверсивного контроля. Скиннер предложил следующее определение: "Вы можете различать наказание, при котором происходит аверсивное событие, пропорциональное реакции, и негативное подкрепление, в котором подкреплением является устранение аверсивного стимула, условного или безусловного".[3]

Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое следует или которое зависит от появления какой-то оперантной реакции. Вместо того, чтобы усиливать реакцию, которую оно сопровождает, наказание уменьшает, по крайней мере временно, вероятность того, что реакция повторится. Предполагаемая цель наказания - побудить людей не вести себя данным образом. Скиннер заметил, что это наиболее общий метод контроля поведения в современной жизни.

По Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет позитивное наказание и негативное наказание.

Так как Скиннер отрицал интрапсихическое объяснение поведения, его концепция человека радикально отличается от концепций большинства персонологов. Кроме того, его основные положения о человеческой природе четки и определенны. Позиция Скиннера, касающаяся этих положений, показана на схеме.

Сильная

Умеренная

Слабая

Средняя

Слабая

Умеренная

Сильная

Свобода

Детерминизм

Рациональность

Не применимо

Иррациональность

Холизм

Элементализм

Конституционализм

Инвайронментализм

Изменяемость

Неизменность

Субъективность

Объективность

Проактивность

Реактивность

Гомеостаз

Не применимо

Гетеростаз

Познаваемость

Непознаваемость

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Эмоциональные приемы воздействия
Аффективный (эмоциональный) компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво. Исследование психологическ ...

Развитие эмоций в раннем детстве
Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение.» Также характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает Г.А. Урунтаева [84], эмоции на этом этапе онт ...

Развитие высших психических функций у человека.
Психика выполняет ряд важных функций. 1.Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функций. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет св ...