Имплозивные техники.

Страница 3

«Представьте себе ситуацию, когда вам предстоит выступление перед аудиторией . Вы видите полностью заполненный зал . слышите шум, гудение голосов . Объявлено ваше выступление . Вы идете к трибуне . Вы видите, как центрируете все больше внимание к себе . Вы уже на трибуне . Окружающие начинают разглядывать вас . Вы молчите . Вы видите ехидные улыбки некоторых . Часть публики начинает перешептываться . Некоторые люди показывают соседям пальцем на вас . Вы молча продолжаете стоять на трибуне . Напряжение в зале нарас­тает . Большинство перестало заниматься чем-то посторонним . Все пристально разглядывают вас . Начинается обсуждение вас . Кто-то смеется по ва­шему поводу . Вы слышите отдельные реплики от­носительно вас . Самые негативные оценки . Вы про­должаете молча стоять на трибуне . Зал начинает смеяться .»

Из других методик, близких к наводнению, следует указать на технику парадоксальной интенции.

При этой методике пациенту предлагают прекратить «борьбу с симптомом» и умышленно вызывать или же увеличивать его. Методика предполагает кардинальное изменение установки больного по отношению к симптому своей болезни. Вместо установки пассивного типа: «Я не очень хочу, но попробую проверить реальность своих опасений», —пациент переводится на иную установку: «Я хочу активно наступать на свой страх. Каждое проявление симптома для меня желательно, так как дает возможность проверить реальность моих страхов, проверить себя в действии». В. Франкл, автор этого метода, предлагал усилить активный характер установки еще и тем, что больной должен как следует разозлиться на свой сим­птом, как на нечто мешающее получению удовлетво­рения от жизни. «Пусть я умру сейчас десять раз, но я буду смеяться над своими симптомами». Измене­ние отношения к своей болезни, изменение представ­ления больного о своих возможностях — важнейшие механизмы действия этой техники.

Методика вызванного гнева

использует гнев как реципрокный ингибитор страха и основывается на предположении, что гнев и страх — это эмоции, ко­торые не могут длительно сосуществовать одновре­менно, так как активизируют различные физиологи­ческие структуры. Методика проводится по типу десенситизации in vivo, но когда пациент начинает чувствовать появление страха, его просят представить себе, что в этот момент его оскорбили, или в окруже­нии его произошло нечто такое, что вызвало у него сильный гнев.

Общая оценка методик наводнения, имплозии и других сходных техник

. Применение этой группы тех­ник дает высокие результаты. Однако они применя­ются сравнительно редко. Это вызвано несколькими причинами. Использование этих методик сопряжено с переживаниями отрицательных эмоций пациентом поэтому уже на этапе получения информации об этих техниках многие пациенты отклоняют их.

Эти методики требуют полного прохождения процедуры, в противном случае есть потенциальная опасность сделать пациента еще более тревожным испытывающим еще более сильные страхи, чем прежде. Прерывание лечения закрепляет или даже усиливает реакцию избегания столкновения с объектом или ситуацией страха. Полная процедура этих методик предполагает прохождение пациентом этапа усиления страхов и тревоги и часть клиентов прерывает лечение именно на этом этапе.

В некоторых случаях неэффективность методик может быть связана с установкой терапевта не причинять клиенту дополнительных неприятных переживаний, в связи с чем его настойчивость и требовательность оказываются недостаточными.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Феномен сегрегации государственного учреждения
Рассмотренное А.А. Темкиной понятие гендерного контракта разрабатывалось для описания доминантных типов отношений между полами и их динамики. Контракт описывается как правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение тр ...

Н.Г. Чернышевский. Предмет, задачи и метод психологии.
Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) был сподвижником Н. А. Добролюбова. Его взгляды, отмечает Б. Г. Ананьев, «представляют глубоко продуманную концепцию, оказавшую большое влияние на развитие русской научной психологии от Сеченова до наших д ...

Счастье – в нестяжании богатства и власти.
Понятие «счастье» в русской психологии и ментальности не связано с обладанием властью и материальности народа. В сказке «Скорый гонец» (Афанасьев, 1992 б. С. 158) два старца выполняют желания трех братьев за сделанное ими доброе дело – п ...