Ценности как индивидуальный и социальный феномен

Другая психология » Система ценностей супружеской пары и ее изменение в браке » Ценности как индивидуальный и социальный феномен

Страница 2

Система ценностей — один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.

Это придает поведению человека определенную стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Изучение ценностей и ценностных ориентаций, в том числе семейных, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания в обществе тех или иных ценностей и ценностных ориентаций относится к ряду важнейших направлений социологии, социальной психологии и философии.

Первыми социологами, затронувшими ценностную проблематику, были М. Вебер и Э. Дюрктейм, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Однако только в начале нынешнего столетия американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий впервые провели эмпирическое исследование ценностных ориентаций, применив метод анализа документов.

В 1970-х гг. американский социолог М. Рокич разработал методику измерения ценностных ориентаций, впоследствии получившую широкое применение в исследованиях зарубежных и отечественных социологов. В нашей стране ряд социологических исследований ценностных ориентаций с использованием модифицированной классификации ценностей М. Рокича был проведен В.А. Ядовым.

На протяжении последних десятилетий во многих странах мира, и, в частности, с конца 1960-х гг. в России, активно исследовались проблемы формирования семейных ценностных ориентаций. В начале 1970-х гг. ученые Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством А.И. Антонова приступили к освоению методов определения соотношения ориентаций на семью в выборочных полевых социологических опросах [1, с. 14].

Проблеме социального измерения ценностей семьи и детей в контексте концепции кризиса рождаемости, семьи и семейных ценностей посвящены первые работы А.И. Антонова и В.А. Борисова, 25-летний опыт такого рода исследований был обобщен в работе “Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов)”, где были подробно рассмотрены особенности применения методов опроса, наблюдения и контент-анализа к изучению семьи, различные методы исследования жизненного цикла семьи, методы социологического исследования семейного поведения. Представленный автором анализ достоинств и недостатков социологических методов, используемых в социологии семьи, позволяет определить среди них те, применение которых с целью выявления степени распространенности семейных ценностных ориентаций повышает вероятность выяснения истинных ценностных предпочтений респондентов.

По мнению Л.У. и М.Л. Гоффманов, использование тех социологических методов, которые подразумевают применение вербальных способов выявления ценностных ориентаций, способствуют получению стереотипных ответов, что приводит к снижению надежности необходимой информации. В связи с этим данные ученые предлагают более активно использовать невербальные методы (например, рисунки и фотографии), а также разработать специальные тесты по выявлению семейных ценностных ориентаций.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Родительство как социокультурный феномен
Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и с ...

Философская созерцательность и метафизичность поступков.
Герои русских народных сказок (Иван-дурак, Емеля) и герои сказок гениальных выразителей народного духа (работник Балда в сказке Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде») достигают многого не суетной деловитостью, а созерцательным, му ...

Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются ...