Мудрость тела

Страница 1

Забота о собственном теле была присуща человеку всех времен. Вместе с тем и здесь можно встретить диаметрально противоположные точки зрения на сущность и значение тела. Известна сложная, требующая большого труда и терпения система физических тренировок представляющая практическую сторону учения хатха-йоги и предназначенная для того, чтобы сделать возможным для человека достижение высших ступеней духовного совершенства, которое понималось как преодоление оков материального мира.

Диалектическое единство тела и духа было отражено уже в известном изречении древних: «В здоровом теле - здоровый дух». В дальнейшем не только повседневная практика, но и наука доказала справедливость этого утверждения. И, может быть, наиболее выразительными в этом плане оказались слова А.И.Герцена: «Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! оно мозолью придавит весь ваш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога» [2, с. 16].

Да, влияние тела на состояние центральной нервной системы огромно. Современной наукой установлено, что это влияние осуществляется многообразно и непрерывно. Первостепенное значение для нормального протекания психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системой и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные клетки, которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования утверждают, что многие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц. С одной стороны задача импульсов, идущих от проприорецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений. С другой стороны, специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего нарастает его общая функциональная способность. Общеизвестно, что многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем положении, что ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры предпочитают учить роль во время прогулок.

Изучение человека с позиций диалектического материализма исходит из признания того факта, что человек представляет собой единство биологического и социального, организма и личности во всей сложности их взаимоотношения внутри единого, Именного в этом заключается основная трудность исследования данной проблемы, так как далеко не всегда можно отделить влияние психического на соматическое от влияния соматического на психическое. Физиономика, френология и хиромантия - три несостоявшиеся науки, которые по внешним признакам тех или иных частей тела человека пытались выявить его внутреннюю психическую сущность [1, с. 80].

Первый физиономический трактат, дошедший до нас от древних греков, приписывается Аристотелю. Однако, по свидетельствам некоторых историков, еще раньше физиономикой занимался Пифагор, которого и считают ее родоначальником. Примечательно, что уже в трактате, приписываемом Аристотелю, высказываются довольно трезвые суждения о ненадежности используемых физиономикой методов, таких как сопоставление форм и «характеров» животных и людей, изучение расовых различий в строении тела и соответствующих особенностей психики, установление специфики поведения и эмоционального реагирования в зависимости от внешности человека.

Австрийский врач Ф.Галль, создатель учения френологии – учения о связи психических особенностей человека с наружной формой его черепа. Суть френологии состояла в утверждении, что по форме и местонахождению выпуклостей и вдавленнй на черепе человека можно будто бы определить его характер, наклонности, умственные способности.

Следует остановиться на книге Н.А. Белова «Физиология типов» (1924 г.), посвященной исследованию внешних признаков болезней и имеющей не только исторический интерес. Как отмечал в предисловии к книге В.М. Бехтерев, она «представляет собой сводку того, что уже сделано в этой области как предшественниками, так и самим автором» [цит. по 3, с. 164]. Следуя передовым взглядам виднейших представителей отечественной медицины, он при рассмотрении психосоматических взаимоотношений на первый план выдвигал не болезнь, как таковую, а больной организм со всеми его особенностями учения о соматических типах личности. Материалы основывались не на использовании результатов специальных исследований, а на клинических наблюдениях и носили поэтому чисто описательный характер. Н.А. Белов утверждал, что социальная жизнь заставляет считаться с типичными особенностями отдельных лиц. Современная наука дает возможность распознавать многие характерные психические и физиологические особенности личности на основании внешности индивида. Нервно-психическая система развивается в строжайшем соответствии с остальными частями человеческого организма.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Главный воспитатель дошкольника – игра
Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть? Зачем долго, мучительно долго ждать, пока вырастешь, если уже сейчас можно «сесть» за ...

Тайная мудрость языка
Наш обычный язык, язык, на котором мы говорим, является полноправным соавтором всех наших мыслей и дел. И притом таким соавтором, который нередко более велик, чем мы сами. В известном смысле, он "классик", а мы только современн ...

Психологическое содержание понятия «характер»
История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. Слово «характер» означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глаг ...