Мудрость тела

Страница 1

Забота о собственном теле была присуща человеку всех времен. Вместе с тем и здесь можно встретить диаметрально противоположные точки зрения на сущность и значение тела. Известна сложная, требующая большого труда и терпения система физических тренировок представляющая практическую сторону учения хатха-йоги и предназначенная для того, чтобы сделать возможным для человека достижение высших ступеней духовного совершенства, которое понималось как преодоление оков материального мира.

Диалектическое единство тела и духа было отражено уже в известном изречении древних: «В здоровом теле - здоровый дух». В дальнейшем не только повседневная практика, но и наука доказала справедливость этого утверждения. И, может быть, наиболее выразительными в этом плане оказались слова А.И.Герцена: «Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! оно мозолью придавит весь ваш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога» [2, с. 16].

Да, влияние тела на состояние центральной нервной системы огромно. Современной наукой установлено, что это влияние осуществляется многообразно и непрерывно. Первостепенное значение для нормального протекания психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системой и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные клетки, которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования утверждают, что многие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц. С одной стороны задача импульсов, идущих от проприорецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений. С другой стороны, специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего нарастает его общая функциональная способность. Общеизвестно, что многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем положении, что ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры предпочитают учить роль во время прогулок.

Изучение человека с позиций диалектического материализма исходит из признания того факта, что человек представляет собой единство биологического и социального, организма и личности во всей сложности их взаимоотношения внутри единого, Именного в этом заключается основная трудность исследования данной проблемы, так как далеко не всегда можно отделить влияние психического на соматическое от влияния соматического на психическое. Физиономика, френология и хиромантия - три несостоявшиеся науки, которые по внешним признакам тех или иных частей тела человека пытались выявить его внутреннюю психическую сущность [1, с. 80].

Первый физиономический трактат, дошедший до нас от древних греков, приписывается Аристотелю. Однако, по свидетельствам некоторых историков, еще раньше физиономикой занимался Пифагор, которого и считают ее родоначальником. Примечательно, что уже в трактате, приписываемом Аристотелю, высказываются довольно трезвые суждения о ненадежности используемых физиономикой методов, таких как сопоставление форм и «характеров» животных и людей, изучение расовых различий в строении тела и соответствующих особенностей психики, установление специфики поведения и эмоционального реагирования в зависимости от внешности человека.

Австрийский врач Ф.Галль, создатель учения френологии – учения о связи психических особенностей человека с наружной формой его черепа. Суть френологии состояла в утверждении, что по форме и местонахождению выпуклостей и вдавленнй на черепе человека можно будто бы определить его характер, наклонности, умственные способности.

Следует остановиться на книге Н.А. Белова «Физиология типов» (1924 г.), посвященной исследованию внешних признаков болезней и имеющей не только исторический интерес. Как отмечал в предисловии к книге В.М. Бехтерев, она «представляет собой сводку того, что уже сделано в этой области как предшественниками, так и самим автором» [цит. по 3, с. 164]. Следуя передовым взглядам виднейших представителей отечественной медицины, он при рассмотрении психосоматических взаимоотношений на первый план выдвигал не болезнь, как таковую, а больной организм со всеми его особенностями учения о соматических типах личности. Материалы основывались не на использовании результатов специальных исследований, а на клинических наблюдениях и носили поэтому чисто описательный характер. Н.А. Белов утверждал, что социальная жизнь заставляет считаться с типичными особенностями отдельных лиц. Современная наука дает возможность распознавать многие характерные психические и физиологические особенности личности на основании внешности индивида. Нервно-психическая система развивается в строжайшем соответствии с остальными частями человеческого организма.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Творческая личность и ее жизненный путь
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллекту ...

Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной психологии.
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук ...

Требования к квалификации социального работника
Учитывая специфику и функции социальной работы, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовленности специалистов по социальной работе. В соответствии с квалификационными т ...