В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
Родительские отношения, внутренний климат семьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свой отпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер, мировоззрение, жизненную позицию и т.д.
Рождаясь ребенок попадает в новый мир и приспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера его окружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы на собственную защиту или на развитие – это будет зависеть от того что происходит вокруг него.
Как мы видим травматизация ребенка может начаться уже с его рождения. С.А. Черняева выделила основные типы травмирующих обстоятельств, связанные с онтогенетическим развитием:
1. Детство – образ мира и родительские фигуры.
Отсутствие семейного воспитания или патологические формы этого воспитания, вызванные конфликтами в семье, непоследовательностью в воспитании, неуважением к ребенку, развод родителей, воспитание без отца (по каким-либо причинам) или другими проблемами, могут привести к психологической травме.
Основные проявления:
– Комплекс сиротства. (Ощущение, что можно надеяться только на себя, переживания одиночества, слабая способность к близким отношениям, незащищенность и др.).
– Трудности в создании семьи, построении гармоничных семейных отношений.
– Трудности в религиозной жизни – неспособность принять Бога, как Отца, испытывать к Нему доверие, отношения «бунта».
2. Подростково-юношеский возраст. Травма, связанная с процессом принятием себя и развитием идентичности.
Основные проявления:
– Неприятие своего физического облика, неверие в свои силы и возможности.
– Нежелание и неумения контактировать с людьми, одиночество как результат этого – и новый источник неверия в себя.
– Неприятие своего пола; неадекватные полу сексуальные влечения.
– В религиозной жизни – уныние, отсутствие радости, «скрупулезная совесть» сочетающаяся с неумением видеть свои грехи.
3. Взрослость. Травма, связанная с принятием реальности.
Основные проявления:
– Уход в грезы, ложные представления о жизни, которые человек не хочет пересматривать.
– В религиозной жизни неприятие реальности может проявляться, например, как «крушение веры», если отсутствует желаемый результат в ответ на молитву.
Так же можно выделить некоторые типы индивидуальных травмирующих обстоятельств.
1. Развод родителей.
Основные проявления:
– Неконструктивное чувство вины.
– Чувство разрушения мира, обесцененность детских воспоминаний.
– Трудности в создании семьи, слабая ценность семейных отношений.
2. Сексуальное (в меньшей степени – физическое) насилие.
Основные проявления.
– Неконструктивное чувство вины.
– Отождествление с насильником людей, соответствующих по полу и возрасту, затрудненность контактов с ними.
– Конфликтность, аффективность.
– Иррациональные страхи.
3. Аборт; постабортный синдром. (Проявляется не только у родителей, но и у всех лиц, участвовавших в принятии или исполнении решения, а также у детей, имеющихся в семье и даже рожденных позже).
Основные проявления.
– Депрессия, иногда- в годовщины аборта.
– Нарушение семейных отношений.
– Неприязнь к многодетным женщинам, иногда – к детям вообще.
– Повышенная требовательность к детям, чувство «собственности».
– У детей, особенно, если они знают или думают, что их «не хотели» – переживания бессмысленности или случайности жизни.
4. Школьная травма.
Основные проявления.
– Неприязнь к любому обучению, иногда, к образованным людям.
– Неверие в свои силы.
– Психологические барьеры по отношению к какому-либо виду знаний, области образования, учебной дисциплине, и т.п.
Другие материалы:
Нарушения восприятия
1. Агнозии
Агнозиями называется затруднительность узнавания предметов, звуков. Проблеме агнозии, особенно зрительной, посвящено множество работ. Начиная с А.Петцля (1928) зрительные агнозии разделялись на:
а) агнозии предметов, так назы ...
Общее представление о психологическом тренинге
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются:
1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний;
2) ...
Развитие речи в развитии мышления ребенка
Уровень развития мышления и обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитием его речи.
Овладению речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь ...
Главные разделы