Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей

Другая психология » Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи » Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей

Страница 2

В психологической службе и психологической практике семейная психотерапия востребована в связи с консультированием семей и созданием семейных консультаций. Семейная психотерапия направлена на следующие задачи:

- увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т.е. увеличение открытости коммуникации;

- закрепление новых способов общения в семье;

- разрушение внутрисемейных стереотипов;

- осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена;

- понимание семьей своего единства, взаимозависимости;

- возможность семьи выражать гамму чувств, эмоционально абстрагировать их.

Семейное консультирование как разновидность психологической помощи семье, имеет свои отличительные признаки, границы и объем вмешательства. Оно развивалось параллельно с семейной психотерапией, и эти два вида профессиональной деятельности взаимно обогащали друг друга. Семейное консультирование ставит своей целью изучение совместно с консультантом запроса или проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста.

Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и на обсуждении способов разрешения ситуации - "веера решений" (Т.М. Мишина, 2003, Карабанова О. А., 2001).

Многообразие приемов и методов семейного консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, один из вариантов которой - рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса, системное направление (Б.Ф. Скиннер, С. Минухин) и эмпирическое (К. Витакер, В. Сатир).

Интегрируя практические приемы проведения семейного консультирования представителями различных школ семейной терапии, сформулировали следующие принципы и правила семейного консультирования:

1) Установление контакта (раппорта) и присоединение к пациентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов "мимезиса", использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.

2) Сбор информации о проблеме пациента с использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор (Гордон Д., 1994). Субъективизации психотерапевтической цели способствовали такие вопросы: "Чего вы хотите?", "Какого результата вы хотите достигнуть?" и т.п.

3) Обсуждение психотерапевтического контракта. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную активность, искренность, желание осуществить изменения своего ролевого поведения и т.п. Затем участники консультирования обсуждают продолжительность работы, длительность одного сеанса (сессии), а также периодичность встреч.

4) Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности.

5) Проведение собственно консультирования. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования с помощью утверждений такого содержания: "Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы".

а) Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы: "Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?", "Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?" и т.п.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Теории изучения памяти в психологии
Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии, но в настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. По представлению древних греков богиня памяти - Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех из ...

Основные стадии развития конфликта.
В динамике развития конфликтных взаимоотношений можно выделить следующие этапы: 1) осознание опасности реализации собственных целей интере­сам хотя бы одного участника конфликта; 2) участники приходят к заключению, что достижение собст ...

Уровень притязаний личности
Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф.Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, и ...