Влияние свойств нервной системы на успешность учения

Другая психология » Свойство нервной системы и успешность учёбы у младших школьников » Влияние свойств нервной системы на успешность учения

Страница 3

Для учащихся со слабой нервной системой:

длительная напряженная работа (как на уроке, так и дома); учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал;

ответственная, требующая нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности при ограниченном времени;

ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;

работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного;

1. работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

2. работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, вопрос другого учащегося);

3. работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда учитель во время объяснения одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т. д.);

4. работа в шумной неспокойной обстановке;

5. работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т. д.;

6. работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;

7. ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

Для учащихся с инертностью нервной системы:

1. когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;

2. когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;

3. когда время работы ограничено и невыполнение ее в срок грозит плохой отметкой;

4. когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и т. д.);

5. когда учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;

6. когда необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

7. когда оценивается успешность освоения материала на первых этапах его заучивания;

8. когда требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.

Надо отметить, что существующая система проведения уроков и опроса учащихся в основном ориентирована на учащихся с сильной и лабильной нервной системой. Объяснить это можно, с одной стороны, обилием учебного материала, вследствие чего учитель вынужден все время «гнать программу», а с другой — тем, что учитель, в силу своей профессиональной подготовленности, сам становится как бы «сильным» и «лабильным», даже если таковым в действительности не является. Отсюда он может подсознательно задавать высокий темп работы. Поэтому все обучение в школе — это своеобразное соревнование на время выполнения учебных заданий.[1]

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Школа С.Л. Рубинштейна
Наряду с экспериментальной психологией в России в конце 19 - начале 20 веков развиваются и другие научные психологические направления. В этот период возникает несколько научных школ и направлений. Так в Грузии сформировалась известная пси ...

Влияние членов семьи на становление самооценки.
Самооценка связана с размера­ми семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших­ся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь ...

Нейронные и физико-химические теории памяти
Существует немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им прижизненной информации. Запоминание и научение тесно связаны между собой. Даже простейшие формы научения ос ...