Для учащихся со слабой нервной системой:
длительная напряженная работа (как на уроке, так и дома); учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал;
ответственная, требующая нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности при ограниченном времени;
ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного;
1. работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
2. работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, вопрос другого учащегося);
3. работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда учитель во время объяснения одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т. д.);
4. работа в шумной неспокойной обстановке;
5. работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т. д.;
6. работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;
7. ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.
Для учащихся с инертностью нервной системы:
1. когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;
2. когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;
3. когда время работы ограничено и невыполнение ее в срок грозит плохой отметкой;
4. когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и т. д.);
5. когда учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;
6. когда необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;
7. когда оценивается успешность освоения материала на первых этапах его заучивания;
8. когда требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.
Надо отметить, что существующая система проведения уроков и опроса учащихся в основном ориентирована на учащихся с сильной и лабильной нервной системой. Объяснить это можно, с одной стороны, обилием учебного материала, вследствие чего учитель вынужден все время «гнать программу», а с другой — тем, что учитель, в силу своей профессиональной подготовленности, сам становится как бы «сильным» и «лабильным», даже если таковым в действительности не является. Отсюда он может подсознательно задавать высокий темп работы. Поэтому все обучение в школе — это своеобразное соревнование на время выполнения учебных заданий.[1]
Другие материалы:
Воздействие психологического климата семьи на
психику ребенка
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социаль ...
Методологические проблемы возрастной психологии при изучении юношеского
периода
Большинство психологов XIX и начала XX в. исходили еще из всеобщности «романтической» модели юности. Начиная с 1920-х годов, картина постепенно меняется. Серьезный удар по «универсальному» образу юности был нанесен этнографическими исслед ...
Теория формирования научных понятий у школьников
Свою концепцию построения учебной деятельности, рассчитанную на усвоение учащимся младших классов научных понятий, предложил В.В. Давыдов. Система обучения, сложившаяся в 30 – 50 – е годы и в основном еще сохранившаяся в настоящее время, ...
Главные разделы