Влияние свойств нервной системы на успешность учения

Другая психология » Свойство нервной системы и успешность учёбы у младших школьников » Влияние свойств нервной системы на успешность учения

Страница 3

Для учащихся со слабой нервной системой:

длительная напряженная работа (как на уроке, так и дома); учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал;

ответственная, требующая нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности при ограниченном времени;

ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;

работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного;

1. работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

2. работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, вопрос другого учащегося);

3. работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда учитель во время объяснения одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т. д.);

4. работа в шумной неспокойной обстановке;

5. работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т. д.;

6. работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;

7. ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

Для учащихся с инертностью нервной системы:

1. когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;

2. когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;

3. когда время работы ограничено и невыполнение ее в срок грозит плохой отметкой;

4. когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя и т. д.);

5. когда учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;

6. когда необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

7. когда оценивается успешность освоения материала на первых этапах его заучивания;

8. когда требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.

Надо отметить, что существующая система проведения уроков и опроса учащихся в основном ориентирована на учащихся с сильной и лабильной нервной системой. Объяснить это можно, с одной стороны, обилием учебного материала, вследствие чего учитель вынужден все время «гнать программу», а с другой — тем, что учитель, в силу своей профессиональной подготовленности, сам становится как бы «сильным» и «лабильным», даже если таковым в действительности не является. Отсюда он может подсознательно задавать высокий темп работы. Поэтому все обучение в школе — это своеобразное соревнование на время выполнения учебных заданий.[1]

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Методы психологической помощи детям в ситуации развода.
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Иг ...

Влияние социальной среды на одаренность
Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы ...

Проблемы семьи
Проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений следующие: · Увеличение малообеспеченных слоев населения; · Увеличение социальной и географической мобильности; · Миграция, в том числе и за пред ...